НГ-кулиса (Москва),
N009, 2001,06.01
Михаил Сидлин
Американский национальный художник
В Пушкинском музее открыта выставка Энди Уорхола
Первая выставка самого знаменитого американского художника в Москве - событие сезона. Она проходит в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Ее поддерживают посольство Соединенных Штатов Америки в Москве и Компания "The Coca-Cola Export Corporation". Все экспонаты предоставлены Музеем Энди Уорхола в Питсбурге (США). Он был основан в 1994 году и располагает самой богатой коллекцией произведений художника - более 900 картин, 1500 рисунков, гравюр, фильмов и других материалов. Выставка проводится в рамках официальной программы Совета Белого дома по переходу в новое тысячелетие при поддержке президентского комитета США по искусству и гуманитарным наукам. "Энди Уорхол (1928-1987): жизнь и творчество" - праздник заокеанской культуры, который продлится до 2 июля 2001 года в основном здании Пушкинского музея (Волхонка, 12).
На открытии не хватало колы. Национальная выставка США в Москве 1959 года стала шоком для тех, кто слишком привык к соцреализму. Она не просто повлияла на неофициальное искусство. Она породила его (было и еще несколько событий того времени, которые толкали советских зрителей в новую художественную реальность). Под соусом бесплатной пепси-колы, которой поили всех, в 1959 был проглочен американский образ жизни, и американское искусство в том числе. К сожалению, такой сильной связки выставка Уорхола в Москве не предлагала. Компания "Кока-кола" поддержала выставку, но на открытии колу не распивали. Это ошибка.
Есть в эстетике теория синэстезии. Этот термин происходит от греческого "син" [со-] и "эстесис" [чувство, ощущение]. Его употребляют, чтобы обозначить слияние чувственных ощущений разного рода. Например, для русского композитора Скрябина определенные звуки сливались с определенными цветами спектра. "Одна девушка перешла жить в лифт и оставалась там целую неделю, до тех пор, пока ей не перестали приносить кока-колу", - это история из жизни друзей Уорхола, изложенная им самим. Уорхол - это вкус колы. И вкус гамбургера.
Энди Уорхол - международный художник. Нет в истории искусства XX века большей лжи, чем эта. Энди Уорхол - американский национальный художник. Что бы он ни делал, он занимался проблемой штампов. На выставке эти клише можно увидеть своими глазами: "Коробку "Хайнц" (1964, 11 объектов из дерева), "Мерилин Монро" (1967, 1 лист из серии 10 гравюр), "Знаки доллара" (1982, эстамп по произведениям Уорхола). Даже диарея у Уорхола происходит по-американски - "Отравление тунцом" (1963, шелкография на холсте); бутерброд с тунцом - еда из дешевых забегаловок, которую изобрели за океаном.
Поп-арт - соцреализм по-американски. Уорхоловская шелкография "Джуди Гарланд и Лайза Минелли" (1979) - как шедевр сталинской живописи "Два вождя после дождя" ("И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле", 1938). Никто в России не будет спрашивать, чему посвящена картина Герасимова и кто ее герои: их знают и так. Но имя Джуди Гарланд простому русскому зрителю мало что говорит. Американский турист, в свою очередь, задумчиво остановится перед огромным полотном на стене Третьяковской галереи и спросит гида, кто эти два господина и зачем они утром гуляют по берегу. Поп-арт - искусство, которое американцу понятно без комментария. Оно показывает те вещи и образы, которые окружают его с детства. Это искусство, высвечивающее почву культуры.
Откуда мы знаем Уорхола? "Модернизм. Анализ и критика основных направлений". "По ту сторону расцвета". "Кризис безобразия". Вот три талмуда, из которых советские люди в семидесятые черпали свои сведения об искусстве XX века. В восьмидесятые они читали те же тома. В девяностые они продолжали их читать. Что-то изменилось? Да. Наконец вышла по-русски "Философия Энди Уорхола" (см. с.10 этого номера "Кулисы"). Такой шаг менее заметен, чем выставка. Но он более важен. Интересно, что книга вышла в двух разных переводах, разных издательствах и даже разных городах с небольшим разрывом во времени ("НГ" еще вернется к этой теме, любопытной как с точки зрения издательских нравов, так и правовых проблем). Поп-арт - искусство, которое требует комментария для любого, кто не является американцем. Соцреализм понятен русским без предисловий.
Знак доллара известен по всему миру. Проблема в том, что американские клише - это всемирные штампы, так как США - единственная империя наших дней. Поэтому русские художники рвутся осваивать творческое наследие Уорхола. И выставка "Warchol Connections" открыта в L-галерее как часть московской "Недели Уорхола".
Кто знает художников Абдуллаева и Тансыкбаева? А ведь это - титаны узбекской советской живописи. Кто, кроме узких специалистов, знает их в России? Вот пример колониального искусства - оно нужно только провинции: как знак духовного единства с метрополией. Поэтому "русский поп-арт" в шестидесятые и семидесятые так и не появился (см. "НГ" от 07.10.2000): Советский Союз не был американской провинцией. Сегодня в Россию проник Макдоналдс и пр. Так что поп-арт обрел свою почву. Но говорить о "русском поп-арте" девяностых - то же самое, что рассуждать о живописи советского Узбекистана. Художественные результаты невнятны и малоубедительны. Лучшее в узбекском искусстве было сделано при хане Тимуре или Шейбани-хане.
В каждой идеологии есть слепое пятно. Это пробел в поле зрения: он находится прямо перед глазами, и в то же время его не видно. У империализма белое пятно расположено там, где он видит себя универсализмом.
Людям свойственно представлять свое как вселенское. Так было всегда. Но ключевая особенность империи в том, что у нее есть возможность добиться, чтобы свое действительно стало вселенским. Воины Александра Великого были уверены, что все - варвары, кроме тех, кто говорит по-гречески. И греки эллинизировали всю Ойкумену (известный им обитаемый мир). Сегодня уорхолизация - один из признаков американизации.
Несколько лет назад я был во Львове. Там шла выставка, посвященная юбилею видного украинского художника Ондрия Вархолы. Работа Андрея Басанца изображала гарную дивчину с ликом Уорхола, закутанную в национальный селянский костюм. Есть несколько способов справиться со всемирным поветрием. Один (самый простой) - присвоить его, объявить своим в доску. Другой (более сложный) - выработать противоядие. Русское искусство сегодня нуждается в прививке против Уорхола.