Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 30.10.2020

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Общество и культура


Общество и культура :: Конфликты

Суд над Музеем Сахарова
3 ноября 2004

3 ноября 2004 года начались слушания в Таганском суде Москвы по делу о выставке "Осторожно, религия!". Обвинение предъявлено сотрудникам Музея Сахарова Юрию Самодурову и Людмиле Василовской, а также художнице Анне Альчук (Михальчук) по уголовному делу N 4616. 28 марта 2005 года федеральный судья Владимир Прощенко вынес приговор, признав Самодурова и Василовскую виновными в разжигании религиозной вражды. Суд приговорил их к штрафу – сто тысяч рублей. Анну Михальчук суд оправдал, признав, что в ее действиях нет состава преступления. // полностью...









Лиха беда – начало!

Владимир Ойвин
Портал-Credo.Ru

31.03.2005

Два организатора выставки "Осторожно, религия!" в Сахаровском центре признаны уголовными преступниками

Итак, завершился первый в постсоветской России идеологический процесс по делу устроителей выставки "Осторожно, религия!" в Музее и Общественном центре "Мир, прогресс, права человека" им. Андрея Сахарова. Вынесен, хоть и весьма мягкий, но обвинительный приговор директору музея Юрию Самодурову и его сотруднице Людмиле Василовской. Оба "преступника" приговорены к стотысячному штрафу. Вещдоки, в качестве которых фигурировали экспонаты выставки (можно считать их произведениями искусства, можно – нет, это дело вкуса и художественных предпочтений), решено вернуть авторам, а не уничтожать, как сгоряча предложили прокуроры. Третья подсудимая, Анна Альчук (Михальчук), признана невиновной и оправдана. Отклонено судом и еще одно предложение обвинения – запретить Самодурову на три года занимать административные руководящие должности.

Завершился процесс первый, но боюсь, не последний. Лиха беда – начало! Теперь уж никто не может сказать, что у нас нет национальной идеи – она есть, и состоит в праве на погромы и разрушение всего, что противоречит восстановлению неразрывной %2язи между сп1вященноначалием Русской Православной Церкви Московского патриархата, народом и руководством страны. А главное: никого конкретно нельзя обвинить в отрицании демократических ценностей: вроде бы независимый суд вынес соответствующий приговор. В сталинские времена судили по ст. 58-10, в хрущевско-брежневско-андроповские по ст.ст. 70 и 190-1 УК РСФСР (все это в том или ином виде – антисоветская пропаганда), а сегодня для этой цели используют ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии), которая была введена в УК как раз для борьбы с фашизмом и агрессивным экстремистским национализмом.

Такие процессы довольно быстро выходят из-под контроля их инициаторов и кураторов. Особенно на местах. Те же "православные граждане" уже точат зубы на выставку "Россия-2" (в рамках Первой Московской биеннале современного искусства). Культурный комитет Госдумы устраивает культпоход в Большой театр на предмет запрета там премьеры "Детей Розенталя" Леонида Десятникова на либретто Владимира Сорокина – первой за последние тридцать лет оперы, заказанной театром. В случае с "Детьми Розенталя" коллективному "думскому медведю на воеводстве" "чижика" съесть не удалось – на свою беду ни одного нецензурного слова на генеральной репетиции депутаты не услышали. Премьера состоялась, и сей опус отпущенный ему срок на сцене Большого проживет, а может и дольше – спасибо "Идущим вместе" и депутатам за бесплатную рекламу!

Кстати, скандальный процесс вокруг выставки "Осторожно, религия!" дал еще один неожиданный пиар-результат – на Западе, по словам живущих там российских правозащитников, с нетерпением ждут "гастролей" выставки оказавшихся под судом работ. Как сказал по этому поводу Владимир Альбрехт, известный диссидент советских времен, автор книги "Как вести себя на допросе": "Интересно – за что сегодня в России сажают?"

Возвращаясь ко "Второму обезьяньему процессу", нельзя пройти мимо этнолого-религиоведческих изысканий суда. Суд в своем приговоре упорно настаивал на факте возбуждения подсудимыми вражды по признакам национальности. Оказывается, православие – национальная русская религия, т. к. большинство православных, по мнению суда, – русские, и оскорбление православия (даже если согласиться, что оно имело место быть) – национальное оскорбление русских.

Может быть, суд отождествил православие и "русскость" потому, что Православная Церковь Московского патриархата по повелению Сталина стала именоваться "Русской" в 1943 году, а не Российской Православной, какой она была до того? Нет! Российское православие издавна стало многонациональным! И иным в многонациональной России быть не может, если оно претендует на духовное лидерство!

Позволительно спросить судью Владимира Прощенко – автора приговора, по крайней мере, номинального, – еще и о том, куда же деть несколько десятков миллионов украинцев, белорусов, греков, болгар, румын и др.? А ведь православные есть еще и Аргентине, и в Японии, и в других концах земли, причем это не только этнически русские, но и аборигены. Им что, тоже считать себя оскорбленными именно "по признаку национальности"? Если объективно посмотреть, то практикующих православных, т.е. тех, кто регулярно ходит в церковь, а не заглядывает туда только на Пасху и называет себя православным при проведении непрофессиональных опросов, окажется намного меньше, чем православных иных национальностей в мире.

Приходится сказать г-ну Прощенко элементарную истину, высказанную апостолом Павлом, одним из основателей Церкви, что "во Христе Иисусе нет ни Иудея, ни Эллина, ни раба, ни свободного". Так что не стоило бы г-ну Прощенко пускаться в богословские рассуждения и грубо смешивать земной с небесным. Как писал Пушкин: "Суди, дружок, не свыше сапога!" Судья Прощенко пустился в толкование новой редакции ст. 282. Как известно, на момент совершения деяния, инкриминируемого подсудимым, ст. 282 существовала в редакции, не предусматривающей обвинения в возбуждении ненависти. Тем не менее, обвинение с упорством, достойным лучшего применения, настаивало именно на новой редакции применяемой статьи, а судья пошел у обвинения на поводу, утверждая, что можно толковать и старую редакцию так же, как и сегодня, потому, что она это "подразумевала". Таким образом, скромный таганский судья взял на себя функции Верховного и Конституционного судов, которые одни только и могут толковать законодательные нормы.

Боюсь, что юридических лавров в ходе этого судебного процесса г-н Прощенко не сыскал. Да и трудно было ему это сделать. Атмосфера не та! А нынешние судьи куда как чутки к этой самой атмосфере. А то, что рано или поздно, за все придется платить, то, как пел Александр Галич, "так это ж потом, потом...".

И в заключение: наши поздравления рясофорному фельдфебелю, о котором мы недавно писали. Ведь, что и говорить, в "постходорковскую" эпоху все могло быть гораздо хуже...






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования