Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 9.07.2020

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Общество и культура


Общество и культура :: Выставки

Столливудские Страсти
11 октября 2004

Проект Deisis обещает стать хитом сезона. Не удивительно – финансовые и прочие параметры зашкаливают планку для обычного художественного проекта. И достигают истинно голливудского размаха. // полностью...









Посягнули на святое

Николай Молок
Известия

15.10.2004

Шокирующая выставка на Крымском Валу

В Третьяковской галерее на Крымском Валу работает выставка "Предстояние/deisis" – давно ожидаемый мегапроект Виктора Бондаренко (автор идеи), Константина Худякова (художник) и Романа Багдасарова (научный консультант).

- Дайте десять билетов, пожалуйста.

- Вы куда идете? – спрашивает билетерша старшего пенсионного возраста.

- На "Предстояние". Десять билетов.

- Три?

- Десять! Почему три?

- Но вас же трое.

- Я встречаю.

- Что?

- Я гостей жду!

- Потом будете сдавать, – не сдается билетерша.

- Вы с бабушкой не спорьте, – включается в беседу дежурный милиционер, – она 70 лет в КГБ проработала.

- Да я и не спорю. Дайте десять билетов!

- А среди вас иностранцев нет? – не унималась бабушка – ветеран спецслужб (билет для российских граждан стоит 60 рублей, для иностранцев – 225. – "Известия").

- Нет, иностранцев нет.

- Ась?

- Да, русские мы, русские. Я на свою выставку иду, – не выдерживает Виктор Бондаренко.

Выставка "Предстояние/deisis" – об отношении современного человека к религии и к персонажам христианской (и не только) истории. Первое впечатление – апокалиптический шок: двадцать три огромных, залитых потом и кровью образов мучеников на черном-черном фоне. Ужас и кошмар: вместо привычных просветленных образов святых – как бы реальные люди, замученные до полусмерти.

Это не иконостас в церковном смысле слова (проект вообще не церковный, а светский и сугубо художественный), скорее – портретная галерея. Суть проекта в том, чтобы реконструировать древние образы. Для этого художник Константин Худяков, опираясь на богословские и археологиченские источники, собранные Романом Багдасаровым, создал 23 портрета – от Адама и Евы до Серафима Саровского. Именно портреты, а не лики – перед нами не символические изображения (как в иконописи), а реальные люди. Точнее говоря, святые, представленные как реальные люди. Худяков на протяжении четырех лет фотографировал сотни людей, сделал десятки тысяч снимков, а потом на компьютере сложил их вместе (как, по его собственным словам, фоторобот). Итог его работы – гигантские компьютерные принты.

Но, с точки зрения художника, дело не только в том, чтобы представить, как могли бы выглядеть святые, но и передать – опять же как можно реалистичней – их страдания и эмоции. Потому-то все образы очень драматичны – они покрыты каплями пота (экстаз), испещрены кровавыми подтеками (муки), святой Георгий и вовсе изрезан – как какой-нибудь рэппер бритвой.

Перед нами – не канонические изображения, известные по древним иконам или фрескам. Но и религиозное восприятие сегодня – не каноническое, во всяком случае не то, что было триста, скажем, лет назад. Современный человек – это пользователь интернета, который с легкостью преодолевает любые границы и барьеры – государственные, языковые, религиозные, культурные. Пресыщенный, он перестал обращать внимание на окружающий мир, и единственный способ его встряхнуть – это создать шокирующие образы. А уж как он их воспримет – это другой вопрос. На вернисаже, например, некоторые гости плакали.

Проект сложный и, ясное дело, неоднозначный. Где заканчивается зона ответственности художника-гиперреалиста: ведь портреты пишутся с натуры, с фотографии, на худой конец, по памяти, а в данном случае у художника, по понятным причинам, ничего этого не было. В какой момент, складывая своих фотороботов, он должен остановиться и сказать: "Вот, это точно святой Георгий". Но ведь и у древних художников, создателей канона, тоже не было фотографии под рукой. Больше того, посягательство на создание новых культовых изображений может вызвать раздражение или ухмылку. Но ведь, как справедливо замечает Виктор Бондаренко, и Симон Ушаков посягал на христианскую иконографию – ничего, вошел в историю искусства. И почему обязательно шокировать публику кровоподтеками, можно было и помягче. Но, считает Константин Худяков, сделаешь помягче – тебя не услышат.

Словом, вопросы есть. Но на то оно и современное искусство, чтобы задавать вопросы. И вовсе не факт, что ответы найдутся быстро. Пока ясно лишь одно: выставка "Предстояние/deisis", едва успев открыться, вызвала бурную реакцию и стала главным ивентом, событием нового художественного сезона. И почти наверняка, весь этот сезон пройдет под знаком "Предстояния".






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования