Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 9.07.2020

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Общество и культура


Общество и культура :: Выставки

Столливудские Страсти
11 октября 2004

Проект Deisis обещает стать хитом сезона. Не удивительно – финансовые и прочие параметры зашкаливают планку для обычного художественного проекта. И достигают истинно голливудского размаха. // полностью...









Christ Media Inc.

Валентин Дьяконов
Deisis.ru

15.10.2004

На словах передать впечатления от новой работы коллектива авторов центра М'АРС представляется делом непростым: ее надо увидеть. Автор идеи Виктор Бондаренко, художник Константин Худяков и автор текстов Роман Багдасаров работали над этим проектом четыре последних года и завершили "Предстояние" лишь недавно.

Как пишет Екатерина Андреева в статье к будущему каталогу, "его изобразительная часть включает три яруса ликов святых, праотцев и пророков, окружающих гигантский центральный образ Иисуса Христа. Это, во всяком случае, по предварительному замыслу, не произведение для церкви, но работа на историю. История мира как история мировой религии – вот тема проекта "Предстояние", в который на разных этапах его создания входили изображения Ноя и Александра Македонского, Константина Великого и Николая Второго. Тема, многодельная техника исполнения (компьютерный монтаж с выводом на фотохолст и последующими лессировками), концептуальная проработка документального материала (подробнейшие исторические биографии всех "моделей", подготовленные Р. Багдасаровым) делают это мегапроизведение одним из самых значительных событий в отечественном искусстве начала XXI века. "Предстояние" – это своего рода инсталляция, по проектируемому масштабу вполне сравнимая с грандиозными видеоалтарями Билла Виолы и Гэри Хилла 1980-1990-х годов".

Итак, художник, один из основателей галереи "М'АРС", Константин Худяков готовит проект для Третьяковской галереи. Он снимает людей на цифровую фотокамеру с наивысшими из возможных техническими параметрами, потом накладывает изображения одно на другое с помощью сверхсовременного компьютера. Получается иконостас, в котором каждый лик собран из нескольких десятков портретов реальных людей. Головы святых огромны, каждая панель примерно в человеческий рост. Проект целиком займет всю стену зала Третьяковской галереи, в котором выставлялась инсталляция Ильи Кабакова "10 персонажей".

На мой взгляд, проект Худякова показывает, как тонка грань между массовой культурой и вечными ценностями: последние, протертые до дыр, должны обрести новую жизнь в пространстве, заданном высокими технологиями. Перед героями своеобразной "матрицы" постоянно проплывают ряды цифр, из них-то и сделан "иконостас". У византийских мистиков к Худякову возникло бы много вопросов, да и них одних. Теперь Христос не как "немчина толст учинен", но "учинен" максимально натуралистичным. Худяков добивается эффекта присутствия, сверхреальности героев библейской истории. Его "Предстояние" стоит в одном ряду с фильмом Мэла Гибсона "Страсти Христовы" и одновременно вписывается в общее развитие религиозного русского искусства – от фресок Феофана Грека до алтаря Bpyбеля в Кирилловской церкви Киева и композиций Васнецова. В результате многочисленных совмещений изображение почему-то приобрел серебристый отлив, характерный для рыбьей чешуи. Рыба, коне символ Христа, но этот эффект возник скорее всего из-за иску венного освещения при съемке. Свет галогеновых ламп превращает святых в цифровые сущности, лишенные агиографии и контекста.

Хочется сравнить этот проект с куликовскими восковыми nepcонами – "Теннисисткой" и "Космонавтом". И то и другое – это новые идолы, объекты масскультурного поклонения. Кулик делает npоект злободневный и холодный. Отрицательная энергия, исходящая от псевдокурниковой, уместна. Статуя буквально расходится по швам от внутреннего противоречия между критериями спортивного yспеха, животной волей к победе и необходимостью соответствовать общепринятым стандартам красоты.

Сочетание метафизики и китча, характерное для работы Худякова, тоже порождает в целом отрицательные эмоции. Здесь сверхчеловеческое понято традиционно в сюжетном и иконографическом смысле. Место символистской трактовки, предложенной Врубелем русской религиозной живописи, у Худякова заняла сила технологии, а высокотехнологичному медийному искусству, как и символизму, чужда самоирония. В случае религиозно-культового проекта она и не требуется. "Иконостас" Худякова представляет собой искусство светское, и потому гнетущая серьезность и сверхмерная пафосность кажутся здесь несколько неуместными. О том, чтобы предложить проект в качестве оформления какого-либо нового храма, и речи быть не может.

В планах галереи – представить работу Константина Худякова в русском павильоне на очередной Венецианской биеннале.

(Новый Мир Искусства: Журнал культурной столицы, 2004, N 4 (39), с. 76)






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования