Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 9.07.2020

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Общество и культура


Общество и культура :: Некролог

Умер Нам-джун Пайк
31 января 2006

29 января в возрасте 73 лет умер пионер видео-арта Нам-джун Пайк. Смерть настигла одного из главных инноваторов послевоенного искусства в собственном доме в Майами Бич, США. В 1996 году Пайк был частично парализован из-за инсульта. // полностью...









Посмотри на свой левый глаз правым

"Парк культуры"
Газета.Ru

01.02.2006

В Майами в возрасте 74 лет скончался создатель видеоарта Нам Джун Пайк.

Американский художник Нам Джун Пайк умер после сильного инфаркта, будучи частично парализованным и уже несколько лет не появляясь на публике. Про него писали много и будут писать еще – изобретатель видеоарта, один из величайших художников современности, гуру актуального искусства, гений видеоавангарда, бла-бла-бла. И все это истинная правда. Но можно сказать и проще: умер человек, который всю жизнь отучал людей смотреть телевизор, подсовывая "ящик" им под нос.

Нам Джун Пайк родился в 1932 году в Корее, в городе под названием Сеул, пятым ребенком в семье текстильщика. Этому человеку на роду была написана судьба эмигранта. Всю жизнь его мотыляло по миру – сперва по Азии, потом в Европу, затем в Америку. Корейская война забросила юношу в Японию, где он и начинает свое изгнанничество, изучая там музыку и философию. Музыкант из Нама получался явно неплохой, он защищает диссертацию по творчеству Шенберга, перебирается в Германию, чтобы учиться у пионера электронной музыки Штокхаузена. Наш герой учился истории музыки в Мюнхенском университете, изучал композицию в Музыкальной консерватории в Фрейбурге, работал в студии электронной музыки в телевещательной корпорации WDR в Кельне. В 1958 году 26-летний Нам Джун Пайк знакомится с великим американским композитором Джоном Кейджем, с которым он сошелся на почве буддизма. Не будь этой встречи, наш герой, возможно, так и остался бы композитором и музыковедом. Но после этого знакомства он меняет профессию и становится художником.

Нам Джун Пайк перебирается в Нью-Йорк и устраивает перформансы с введенными в экспозицию фортепиано и другими музыкальными инструментами. Вскоре он вливается в знаменитое арт-объединение Fluxus, куда входили художники из разных стран, ставшие впоследствии классиками искусства ХХ века. Это сейчас про них пишут: "Они сумели прорвать коммуникационный тупик в мире", а тогда мало кто знал их имена: Йозеф Бойс, Робер Филиу, Джордж Мачюнас, Джордж Брехт, Бен Вотье, Вольф Фостель, молодая японская художница Йоко Оно.

Почти сразу Нам начинает работать со своими любимыми телевизорами – еще в 1959 году он скупает кучу подержанных "ящиков" и строит из них видеоинсталляции. А в 1963 году он придумывает видеоарт. Рождение произошло очень незамысловато – в одной из немецких галерей был осуществлен нехитрый перформанс: Нам Джун Пайк размахивает двумя магнитами возле работающего телевизора, вызывая помехи изображения. "Ну и что?" – скажет кто-то. "Да ничего", – отвечал Нам. Просто изображение в телевизоре вызывают такие люди, как и те, кто осуществляет помехи, так стоит ли им верить больше, чем нам?

Потом... потом было много чего. Были скандальные работы в соавторстве с виолончелисткой Шарлоттой Мурман, любимой солисткой Леопольда Стоковского, – "Секстроническая опера", "TV-лифчик для живой скульптуры", "TV-пенис". После "Секстронической оперы", которую Мурман исполняла обнаженной, дуэт даже угодил ненадолго за решетку. Впрочем, изобретения Нам Джун Пайка не ограничивались video bra – лифчиком из телевизоров. Он всегда пристально следил за новыми технологиями, с тех пор как в 65-м купил первую портативную видеокамеру Sony. В 1969-м это вылилось в революционное по тем временам изобретение: вместе с японским инженером Шуия Абе он создает видеосинтезатор.

Нам Джун Пайк оказал сильное влияние и на телевидение, и на культуру музыкальных клипов, и даже на спецэффекты, без которых немыслимо современное кино. Он создал множество композиций, многие из которых стали классическими; достаточно вспомнить его "медиабашню" из 1003 телевизоров, созданную в 1988 году специально для Олимпийских игр в Сеуле, или "TV-сад". В этой работе в ночном саду под растениями лежат несколько телевизоров экранами вверх. В этих "телелужах" под ногами сияет луна, которую снимает видеокамера.

Но для самой знаменитой его композиции "TV-Будда" ему понадобился только один старый телевизор. Грустный Будда сидит и смотрит в телевизор, в который в режиме реального времени транслируется его изображение с видеокамеры. Круг замкнулся.

Самый знаменитый телеманьяк мира ушел, оставив в качестве завещания коан собственного сочинения: "Посмотри на свой левый глаз правым".






Материалы по теме:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования