Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 14.04.2021

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Общество и культура


Общество и культура :: Фестивали

В Москве провозгласят монархию искусства
14 февраля 2007

Без политической ностальгии, но как серия акций из разных областей культурной жизни задуман фестиваль, участниками которого являются граждане Австрии, Венгрии, Италии, Польши, Украины и Чехии. 15 февраля в Центральном Доме художника пройдет Фестиваль искусств стран Центральной Европы M@NARCHIA. // полностью...









В ЦДХ правит М@narchia

Максим Шульц
Взгляд

26.02.2007

Выставки недели: "Видеопрыжок" Пьерика Сорена и фестиваль центральноевропейского искусства М@narchia

Придя в эти дни в Центральный дом художника, можно лишний раз осознать, что все познается в сравнении. После выставки "Молодые художники России", где можно полюбоваться жестяными подносами, тысячами кубометров березок и доброй сотней сельских церквей, средненькое, ничем особенным в массе своей не примечательное центральноевропейское искусство воспринимается как откровение. Ну а "Видеопрыжок" Пьерика Сорена и вовсе тянет на роль шедевра.

Центральный дом художника, посольство Франции и Французский культурный центр давно планировали показ работ французского художника, чье творчество было бы показательно для французского искусства второй половины ХХ века. Это весьма актуально с учетом того, что за исключением Кристиана Болтански и Пьера Сулажа персональных выставок ведущих французских художников в Москве не было. Выбор пал на Пьерика Сорена, лауреата премии Марселя Дюшана.

Традиция, к которой принадлежит Сорен и последователями которой на российской арт-сцене являются, например, "Мухоморы" и "Синие носы", представляет в качестве персонажа этакого маргинального художника-неудачника. И правильно – наиболее важные аспекты социокультурной ситуации проявлять при помощи антигероя как минимум легче.

Помещая своих персонажей в различные ролевые ситуации – делая их теле- и рок-звездами, художниками современного искусства, коллекционерами или (просто и незатейливо) безработными, – Сорен одновременно производит и пародирует произведения современного искусства.

На ретроспективной выставке Сорена в ЦДХ, помимо ориентированных на выставочные залы работ, также представлены работы в стиле public art. Стиль этот получил наиболее широкое распространение на Западе в начале ХХI века и в сознании многих неразрывно связан с оформлением витрин и масштабными рекламными кампаниями производителей автомобилей. К слову сказать, Пьерик Сорен оформлял витрины бутиков Chanel и сотрудничал с Renault, наглядно этим демонстрируя свое соответствие актуальным тенденциям.

В рамках фестиваля искусств стран Центральной Европы представлены три выставки: "Перечни наслаждений", "Венгерская матрица" и выставка современного австрийского искусства. Фестиваль, по уверениям организаторов, призван не вызвать политическую ностальгию, но поставить ряд вопросов относительно культурных позиций и связей в прошлом, настоящем и будущем. Вот, например, провокационный вопрос: существовало ли в Центральной Европе общее культурно-интеллектуальное сообщество? Суть серии акций как раз в том, чтобы дать зрителю сформулировать по этому и ряду других вопросов свое мнение.

Выставка чешских художников "Перечни наслаждений" иллюстрирует изменение представлений о качестве жизни, об идеалах комфорта, о продвижении от малых улучшений к более крупным, масштабным изменениям. При этом наблюдается явная ориентация на ближайшие в культурном отношении страны Западной Европы.

Современное искусство Венгрии в Москве за последний год было представлено на нескольких выставках – "ЕвроФриз", "Картина будущего" и др. "Венгерская матрица" делает акцент на так называемых художниках завтрашнего дня, которых объединяет тенденция сочетать трудносочетаемое – статику и пластику, живые растения и искусственную материю. Тут, как и в случае с чешскими художниками, имеет смысл говорить если не о прямых заимствованиях, то о явной оглядке на страны Западной Европы. Ощущение, будто со времен начала 90-х на венгерской художественной сцене ничего не изменилось. Вот, например, "Границы между "да" и "нет" Эрики Багьяш. Разве плохая работа? Гендер, голые мальчики с девочками, все на своих местах. Но и хорошей назвать ее язык не повернется – хотя бы потому, что она совершенно не выделяется из общего потока причесанного euroart'a.

Выставка современного австрийского искусства куда более любопытна. На выставке в ЦДХ работы современных австрийских художников выставляются в салоне, призванном представлять небезызвестный салон Какани из романа Роберта Музиля "Человек без свойств". Что отсылает подготовленного зрителя к временам Австро-Венгерской монархии и доминирования исторической живописи.

Австрийское современное искусство вообще производит впечатление на порядок более самодостаточного, пусть и в этой своей самодостаточности излишне возгордившегося. Судя по представленным работам, у австрийских современных художников есть свой собственный путь – без ежеминутных сверхъестественных прозрений, но и без непременного равнения на то, что происходит в соседних странах.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования