Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 31.05.2016

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Общество и культура

Общество и культура :: Конфликты

Министр Соколов против "Синих носов"

9.10.2007,

GiF.Ru


Добавить комментарий

"Синие носы" комментируют обвинения чиновника

Выставка "Соц-арт" Третьяковской галереи, которая должна открыться в октябре в Париже, станет позором для России, считает министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов. Как передает РИА "Новости", он высказал это мнение в понедельник в Минкульте.

GiF.Ru обратился за комментарием к Александру Шабурову, одному из участников группы "Синие носы", который ответил на наиболее часто задаваемые им в эти дни вопросы.

Про художников и нравственность

Художники – не священники, чтобы призывать народ к нравственности. У художников двоякая функция. С одной стороны, переваривать окружающую невнятицу в общеупотребимые образы и смыслы. А с другой стороны, проверять на прочность уже сформулированные смыслы, ставшие клише... В этом суть соц-арта.

Ведь что такое соц-арт? Это искусство, возникшее в 1970-е, когда художники переосмысливали язык окружавших их коммунистических лозунгов и портретов членов Политбюро. Это уже история искусств, все давно в музеях... Мы занимаемся более современныим искусством – видами и техниками, появившимися в 20 веке (фото, видео, акции и инсталляции). Мы – художники иного времени, перерабатываем более актуальную визуальность. Какую? Включите телевизор! Что вы там увидите – клиповая нарезка, бесконечный юмор, замешанная на сексе реклама, сериалы про ментов и новости про Бен Ладена. У нас – все то же самое, только доведенное до абсурда.

Художников глупо заставлять ходить строем, для этого есть армия. Это ж элементарная вещь, о которой министру культуры должны были рассказать его референты.

Про наши работы

Собственно, нам скандальная слава ни к чему. Самое забавное, что большинство участвующих в полемике, не знают, о чем спорят. Наши работы – визуальные метафоры времени, в котором мы живем. Немного провокативные, но не более того. О чем они?

"Маски-шоу": обыватели на диване перед телевизором, вместо голов у них – Бен Ладен, Буш, Путин, Ксения Собчак, Гарри Поттер, Шрек, реламируемое пиво и мобильные телефоны. Они инсценируют все обывательские представления: английская королева убивает Диану, Сталин – Ленина, Березовский – Литвиненко.

"Новые юродивые" – люди, оказавшиеся в трусах на морозе на фоне памятников былой цивилизации – русских церквей и советских руин. По-моему, все ясно без комментариев. Это про то, как все мы в 1990-е почувствовали, что в любой момент можем оказаться на улице без работы и квартиры.

"Эра милосердия": целующиеся милиционеры. Это из серии "Газетные заголовки". Буквальное изображение разных дурацких клише. В этой серии есть также "Россия на нефтяной игле", "Россия на газовой трубе", "КГБ взрывает Россию" и прочий расхожий бред.

"Маленькие человечки", серия видеоинсталляций с 1-й Московской биеннале и 51-й Венецианской. Видеоинсталляция – это когда видео демонстрируется не на экране. Биеннале – выставка, проводимая раз в два года. В темном зале у нас стоял целый город из картонных коробок, заглянув на дно коробки зритель может наблюдать видеожизнь маленьких лилипутов. Зритель – большой и разумный, человечки – нет. Живут как все на постсоветском пространстве – во власти физиологии, ибо правящая идеология рухнула. Это не "порнография", не "безнравственность", а горькая констатация факта.

"Гори, гори, моя свеча". Три человека держат свечу на лубочном фоне в масках Пушкина, Путина и Христа. Это о том, что новая идеология все-таки зарождается. И три столпа ее, три главных положительных героя современной России – вот они, перед вами.

Про цензуру и "конец оттепели"

Разговоры про "возрождение цензуры" и "конец оттепели" – оттого, что всем нам привычно облекать окружающее в расхожие исторические клише. Однако, беда сегодняшних художников не в том, что их преследует Кей-Джи-Би, а в том, что Кей-Джи-Би их не преследует. Их роль в обществе куда менее значима, чем во времена "холодной войны". Цензура на выставках в частных галереях или за рубежом невозможна. Вокруг цифровые технологии, Интернет, который никому не придет в голову запрещать. Выложи свою фотографию на сервер – и ее распечатают в любом конце земного шара. Но весь этот чиновничий идиотизм – помимо скандальной рекламы выставки – действительно атавизм риторики пятидесятилетней давности.

Про чиновников и "позор России"

Собственно, министр культуры здесь ни при чем. Культурные чиновники объединены в дублирующие друг друга иерархические лабиринты. Насколько я знаю, выставку "Соц-арт" одобрило Федеральное агентство по культуре и кинематографии. И она с успехом прошла в марте в Третьяковке (на Крымском валу) в рамках 2-й Московской биеннале современного искусства. Большая выставка, несколько поколений художников, музейное искусство, которое никакого переворота не делает... А ввозом и вывозом произведений искусства за рубеж занимается Росохранкультура, которая по неясным причинам не разрешила вывезти на выставку чуть ли не 80 работ... Оба упомянутых ведомства министру культуры не подчиняются. Но Третьяковка в подчинении Минкульта, и теперь ее работники будут бояться, что их снова вызовут "на ковер". Министр, конечно, не обязан разбираться в истории искусств, но хотя бы должен сдерживать свои личные вкусы и не нести публично ахинею, чтоб самому не стать "позором России"








Ссылки:



Комментарии:

12.12.2007 23:28 // Андрей - Директор
Синие носы - одни из немногих современных художников, работы которых активизируют у публики мыслительные процессы. Милиционеры - это аллюзия, наивно предполагать, что Синие носы надеялись, что никто не распознает сходства с известной работой Бэнкси, и их начнут прославлять как первооткрывателей. Это осмысленная параллель с Бэнкси. Кипеж по поводу миллиционеров, поднятый политкоретной публикой с одной стороны и защитниками Бэнкси с другой, как раз подтверждает сказанное мной в начале комментария.

12.10.2007 03:17 // Moysha - Painter
"Целующиеся в березовой роще милиционеры" - это , к сожалению, не просто порнография.
Это откровенный плагиат.
Британский художник, известный под псевдонимом Бэнкси (Banksy) -
источник "вдохновения" "Синих носов" .
Поэтому эта "работа", как, впрочем и все "творчество" "Синих носов" - позор России.
Позор, как очередной плагиат с работ западных художников.

9.10.2007 19:13 // Александр
"Синие носы" такие же примитивные и, часто, аморальные интриганы от шоу индустрии, как те самые творцы рекламных роликов, про которых они "горько констатируют".
Всеядный эпатаж - единственное "мастерство", которым они овладели в совершенстве.


Ваш комментарий:
* Имя:
Кто вы:
E-mail:
Сайт (URL с http://):
* Комментарий:   Осталось символов –
 

* обязательные для заполнения поля














    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования