Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 31.07.2016

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Выставки

"Земляные работы" Андрея Монастырского в Stella Art Gallery
22 мая 2005

Галерея Stella Art открыла выставку классика московского концептуализма Андрея Монастырского "Земляные работы", решив приурочить новый проект художника к проведению в столице ярмарки современного искусства "Арт-Москва". Нарушив практику представления в помещении в Скарятинском переулке проектов зарубежных художников, галерея подчеркнула, что особое значение в своей деятельности она придает работе с современными российскими авторами. // полностью...









Сущее ископаемое

Сергей Хачатуров
Время новостей

28.05.2005

Андрей Монастырский в Stella Art Gallery

По контрасту с новой малоосмысленной постоянной экспозицией нонконформистского и концептуального искусства, подготовленной отделом новейших течений Г Т Г, новая выставка патриарха московского концептуализма Андрея Монастырского в частной галерее Stella Art претендует на то, чтобы стать главой в истории российского изобразительного искусства. По уверению куратора Екатерины Деготь, это первая достаточно полная персональная выставка Монастырского. Называется она "Земляные работы", представляет круг образов и тем, с которыми художник общается без малого двадцать лет.

По традиции не желающий быть отформатированно-публичным анахорет Монастырский приглашает нас на спиритический сеанс воскрешения Сущего в умершем Условном, пробивание плотных и мертвых слоев языка путем дробления их до квантового, атомарного состояния.

"Земляные работы" это работы, которые в советское время выполняло СУ-40. Это котлованы, ямы, траншеи, тоннели, украшавшие в годы наибольшей творческой активности лидеров московского концептуализма столичный ландшафт (со всеми само собой разумеющимися атрибутами – щитами, финскими фонарями, дорожными знаками, бетономешалками и непролазной грязью в радиусе 100 метров). Монастырский уверяет, что эти работы оказали огромное влияние на "демонстрационное поле" (собственно художественный текст) произведений московского концептуализма. Приводит пример с Ильей Кабаковым, который начиная с 1968 года из окна мастерской наблюдал за строительством административного здания на Тургеневской площади и не то, чтобы осознанно, но методично принимал земляные и строительные работы "сакральным инспиратором" собственного творчества. То есть копание ям для фундамента совпадало у Кабакова с разработкой рам, фонов, щитов в качестве самого воплощения предметной художественности. А когда из фундамента начала расти архитектура, тогда экзистенциальное напряжение гравитационных полей изображения ослабло, и наступила эра кабаковских редимейдов. Монастырский уверен, что советские стройки инспирировали и акции группы "Коллективные Действия", формообразующей предметностью которых является работа с почвой и пространством (копание ям, натяжение веревок, проводка коммуникационных осей – все это в безлюдном поле на природе).

Армрестлинг – вот подходящая метафора пространственно-пластического образа новой выставки Монастырского. Сцепились друг с другом две силы – поле художественного высказывания (демонстрационное знаковое поле) и поле "земляных работ" – шокирующее своей могучей, хтонической, ископаемой (в прямом смысле) безусловностью окружающее текст художника пространство. Его Монастырский определил "экспозиционным знаковым полем". Зритель попадает в эпицентр их борьбы. На первый взгляд может показаться, что верх взяла "неуступчивая реальность". В ослепительно белом галерейном пространстве висят черные-черные прямоугольники-щиты. Их чернота – добровольный отказ художника от говорения и интерпретации. Это, как удачно сказал профессор Алленов по поводу "Черного квадрата" Малевича, "картина, повернутая к стене или занавешенная покрывалом". Отвернувшаяся. Обидевшаяся картина. О торжестве безусловной экспозиционности и немоте художника свидетельствуют и четыре угла каждого черного щита, в которые вбиты обмотанные белыми веревками гвозди (именно с помощью гвоздей и веревок картина крепится к стене – так делается экспозиция). Выросшие на щитах веревочные рога настраивают на что-то очень загадочное, археологическое, в духе сталактитовых пещер, найденных при раскопках раковин доисторических животных. Из одного рогатого щита анонсируются программы радиостанции, похожей на "Орфей", – длинные и занудные "объявы" о составе исполнителей, посвящениях концертов юбилейным датам, перечне арий, романсов и песен – траченные, лишенные смысла, произнесенные антикварным дикторским голосом слова. Напротив щитов – фотографии 80-х с земляными и строительными работами на московских улицах: ассенизационные сооружения, бетономешалки, эстакады, подземные переходы, ямы... Они-то, по мнению Монастырского, и должны окончательно развеять миф о том, что художник своими текстами "окультуривает хаос", – скорее аграрно-строительный "хаос" вертит им, как игрушкой.

Вопреки внушаемой апологии безусловности мы все-таки видим, что более чем монументальные фотографии ассенизационных сооружений и бетономешалок сделаны в расчете на подключение узнаваемых культурных кодов. Референтом становится античность в восприятии века Просвещения и романтизма – все эти известные по офортам Пиранези ископаемые гигантские акведуки, мавзолеи, арки – суровые и грозные архетипы пространственной архитектоники.

А пиранезиевская античность – это романтическая литература, это князь Владимир Одоевский, выведший в своей новелле 1844 года Opere del cavaliere Giambattista Piranesi чокнутого гения, в планах которого было сделать стройплощадкой всю Вселенную, поставив триумфальные ворота, соединяющие Этну с Везувием. Понятие "Земляные работы" на этой территории оказывается формулой высшей художнической маэстрии, авторитарной волей гения. И слово "демонстрация" тут уже ключевое.

Такая реабилитация культуры методом бескомпромиссной на нее атаки – удел мудрых, мужественных и очень артистичных людей. Каковым Монастырский и является.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service






Заказывайте запчасти Хендай H-1 у нас, так как это дешевле.


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования