Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 21.07.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Выставки

"Юра": в ГЦСИ
4 ноября 2003

4-11 ноября ГЦСИ демонстрирует выставку "Юра" памяти художника, мультипликатора, режиссера и педагога Юрия Александровича Нолева-Соболева (1928 - 2002). // полностью...









Таинственные чертежи научпопа

Игорь Чувилин
Gazeta.ru

05.11.2003

Открылась выставка Юрия Нолева-Соболева - художника, создавшего стиль журналов "Знание - сила" и "Техника молодежи".

Художник, ушедший из жизни в прошлом году, представлял собой целый пласт культуры 1960-90-х годов. И не только художественной. Соболев - неотъемлемая частичка своего времени, той интеллектуально-артистической каши, которая заварилась и набухла в период "оттепели" и неудержимо вываливалась из своих узкоцеховых кастрюлек, заполняя, как в известной сказке, культурное пространство страны, промежутки и щели между официозом. Участник легендарной выставки в Манеже в 1962, главный художник журнала "Знание - сила" с 1967 по 1979, учитель, почти гуру в конце 90-х - он и без картинок был бы фигурой исторической хотя бы потому, что кучу народа завлек в русло современного искусства.

Картинки, однако, существуют. В ГЦСИ их выставлено не много, но достаточно, чтобы представить себе Соболева-художника. Даже если не знать биографии, глядя на эти работы, можно припомнить журналы "Знание - сила", "Техника молодежи", издания советской и зарубежной фантастики того времени.

Метафизически таинственные, похожие на чертежи неизвестно чего, на буддийские мандалы и картины сюрреалистов одновременно - они являются будто бы разрешением спора "физиков" и "лириков".

Соболев придает художественной форме какое-то строгое, действительно "чертежное" звучание. Неизменно возникает ощущение "это что-то значит", желание прочитать и расшифровать. Любая из этих картинок подошла бы для иллюстрации новейшего научного открытия или фантастического литературного произведения. Поэтическая псевдонаучная бессмыслица густо замешена на буддийских и психоаналитических постулатах и вообще при рассмотрении обнаруживает свою пустотность, сам Соболев на любую интерпретацию сказал бы: "Не в этом дело".

Вот такие люди иллюстрировали советские журналы. Сначала Соболев был главным художником издательства "Знание", потом - журналов "Декоративное искусство" и "Знание - сила". С собой он притащил единомышленников. Долгое время дружил и работал вместе с Юло Соостером, Владимиром Янкилевским, Ильей Кабаковым... Соболев стал основателем известнейшей тусовки в кафе "Артистическое". Вокруг художника концентрировались "нонконформисты", однако сам он утверждал, что "идея неофициальности, отшельничества была нам глубоко чуждой".

Как бы то ни было, гремучая художественная смесь Соболева практически превратилась в официальный художественный стиль научных журналов - зараза распространилась широко.

Форма, напоминающая одновременно американский поп-арт и кинетизм Колейчука и Инфантэ, имеющая явные черты сюрреалима, сохраняла пластическую ценность простого рисования - цеховую культурную память графика.

В конце жизни Соболев преподавал. В своем царскосельском "лицее" он учил тому, чего сам не делал раньше: перформансам и инсталляциям. Пробовал себя в театре... При этом Соболев - человек своей эпохи внутренне и внешне. В 1990-х он даже выглядит анахронизмом - пышная шевелюра, усы, многодельное рисование. Но анахронизмом хорошим, нужным, весьма конструктивным. Все его поздние занятия не кажутся метанием, нет ощущения, что "исписался" и искал новых путей. Просто до конца дней широко и оптимистично смотрел на творчество вообще и на жизнь в частности. Человек такой был.

Юрий Нолев-Соболев, Государственный центр современного искусства






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования