Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 13.11.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

51 Венецианская биеннале
10 июня 2005

Это первый в истории Венецианской биеннале случай, когда смотром руководят два куратора-женщины. Как, впрочем, и для российского павильона. Помимо павильона России, соотечественники представлены в рамках основного проекта в Арсенале – в программу молодых художников "Always a little further" вошли "Синие носы" и Олег Кулик, находящиеся на грани возрастного ценза, но, как известно, любимые куратором программы в Арсенале Розой Мартинес. // полностью...









Поговорили по-женски

Николай Молок, Венеция
Известия.Ру

14.06.2005

В Венеции вручены "Золотые львы"

На Венецианской биеннале вручены главные призы – "Золотые львы". Все они достались женщинам-художникам или женским проектам. А на всей выставке господствует феминистский дискурс.

На территорию современного искусства ворвался феминизм. То есть он был и раньше, в 90-е годы, когда это было свежо и модно. Но теперь он повсюду. И вовсе не потому, что он по-прежнему актуален, а потому, что два главных куратора биеннале – женщины: испанки Мария де Корраль и Роза Мартинес. И все в надежде на призы немедленно заговорили по-женски.

У входа в Арсенале – главную площадку биеннале – вас встречает огромная красивейшая люстра, собранная, при ближайшем рассмотрении, из тампонов (проект португалки Жоаны Вашконселош). Вокруг развешены плакаты со статистикой: только 3 процента современных художников – женщины, но 83 процента обнаженных – женского пола (проект афроамериканок Guerrilla Girls). Далее идут женские манекены, видео с обнаженными телами, фильм о Калигуле, который (только не смейтесь) оказывается тоже женщиной, и алюминиевые скульптуры знаменитой Луиз Буржуа на тему семейного насилия, женских мук и женских травм.

Все призы биеннале получили женщины или проекты на женские темы. Лучший павильон – Франция с инсталляцией Аннет Мессаже. Лучшие художники – немец Томас Шютте с женскими скульптурами в духе Генри Мура (материнство и плоть) и гватемалка Регина Хосе Галиндо с тремя видео (на одном девушка идет по улице с тазом крови, периодически омывает в нем ноги и оставляет на асфальте кровавые следы, на втором – очень физиологичная пластическая операция, на третьем – девушка сбривает волосы на всем теле и голой идет по городу). Приз за вклад в современное искусство получила Барбара Крюгер, а приз молодому итальянскому художнику – Лара Фаваретто, пока неизвестная, но тоже женщина.

Мало того, чуть ли не половина национальных павильонов (теоретически, никак не зависящих от воли кураторов биеннале) чудесным образом также посвящена женским проблемам. В павильоне Турции, например, идет фильм Хуссейна Чалаяна о женской идентичности, а в павильоне Ирана гигантская каменная глыба подвешена на канатах из женских волос. И все это увенчано выставками англичанина Люсьена Фрейда, главного в современном искусстве специалиста по женской плоти, и американки Кики Смит – главной художницы-феминистки.

Уф! Феминизм в таких количествах не то что пугает, но уж точно раздражает. Биеннале спасает только то, что многие из этих проектов – очень высокого художественного качества. А выставка Кики Смит, посвященная домашней жизни девочки, – настоящий шедевр.

Павильон России приза не получил. Хотя его кураторы тоже женщины (Любовь Сапрыкина и Ольга Лопухова). Вероятно, потому, что они не поддались конъюнктуре. Или потому, что у нас арт-феминизма просто нет.

Фото: Guerrilla Girls. Плакат из проекта "Странные, но правдивые факты о Венецианской биеннале". 2005






Материалы по теме:

20.06.2005 Засудили



Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования