51 Венецианская биеннале

Откуда ветер дует


Держу пари – на Биеннале современного искусства, только что взявшей старт в Венеции, российский павильон будет полон народу. Приманкой послужит аэрозвуковая инсталляция "Волшебный ветер" ("Idiot wind"), которую придумали нижегородцы Галина Мызникова и Сергей Проворов – дуэт PROVMYZA: и музыка, и аттракцион, а заодно вентилятор, полезный жарким итальянским летом. Никакой живописи, скульптуры и вообще традиционализма – лишь воспоминания о русском авангарде, которыми пронизан интерактивный проект столичной группы ESCAPE "Слишком долго, чтобы убежать" ("Too Long to Escape").

Куратор павильона России, арт-директор Государственного центра современного искусства (Нижний Новгород) Любовь Сапрыкина убеждена: оба эти арт-объединения, стоящие особняком от мейнстрима, волнует диалектика отношений между художником и зрителем. Сейчас в искусстве как никогда остро стоит проблема коммуникации, и особенно это актуально в российской ситуации: современное искусство у нас пока что остается "белым пятном на карте культуры". Еще в начале весны хозяйка российского павильона подробно изложила свою концепцию в интервью "Культуре", процитировав Марселя Дюшана: "У произведения искусства два полюса – тот, кто его создает, и тот, кто смотрит".

Две главные выставки 51-й Венецианской биеннале, на которой в этом году – впервые в ее истории – главными кураторами выступают женщины (Мария де Коррал и Роза Мартинес), названы "Всегда немного дальше" и "Эксперименты в искусстве". Помимо главных площадок форума – Арсенала и сада Джардини ди Кастелло, не минуя павильоны Италии и России, стоит зайти в Палаццо Пизани, где развернута экспозиция "Искусство Центральной Азии: Актуальный архив". Восток все более явно выходит на лидирующие позиции, но выставку в первом в вековой истории биеннале павильоне Центральной Азии (она объединит художников Казахстана, Киргизии и Узбекистана) отчасти можно расценивать как продолжение венецианской традиции России. Тюркские фамилии здешних авторов соседствуют со славянскими, а на роль куратора приглашен московский искусствовед Виктор Мизиано, на предыдущей, 50-й биеннале в Венеции создавший проект "Возвращение художника", с которым выступила Россия.

Искусство бывших советских республик Средней Азии – удивительный симбиоз традиций русской классики и новейших мировых тенденций, по словам Мизиано, остается последней территорией, еще отчетливо не прорисованной на глобальной арт-карте. Нынешняя выставка – попытка восполнить эту лакуну и привлечь внимание к региону, который некогда был вовлечен в художественный эксперимент, известный ныне как бренд "русский авангард". Центральная Азия – субъект советской модернизации – сохранила культурно-историческую самобытность, и на этом фоне возник оригинальный контекст. У ее художников сегодня есть собственное видение современного дискурса и гигантская перспектива.

Впервые явившись в Венеции, этот региональный контекст предстанет как диалектическое взаимодействие мастеров разных поколений и этносов, разных культурных центров и даже стран. Они первыми подняли злободневную проблему поиска идентичности, заговорили о национальном мифе и деконструкции. Их индивидуальный и коллективный опыт в постсоветские годы – живая субстанция, провоцирующая вопросы, на которые пока не найден ответ, а значит, сохраняющие актуальность. В этом свете работы патриарха арт-сцены Алма-Аты Рустама Хальфина или покойного Сергея Маслова важны не меньше, чем дебют Романа Маскалева и Максима Боронилова. Отсюда и заглавие проекта "Актуальный архив", где собраны оригинальнейшие наработки художников Центральной Азии.



полный адрес материала : http://www.gif.ru/themes/culture/venice-51/d-ou-le-vent/


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования