Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 23.11.2017

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс

Арт-процесс :: Искусство

Двигатель современного искусства - венецианская Биеннале

13.06.2003,



Открывающаяся юбилейная 50-я Венецианская биеннале станет самой обширной за все историю. Достаточно масштабным окажется и русское присутствие на ней.

Перед открытием главного мирового форума современного искусства, не берясь за неблагодарное дело прогнозов в столь непосредственной хронологической близости от самого события, лучше еще раз систематизируем исходные данные.

В выставке примут участие 55 стран, в числе которых немало наших бывших собратьев: Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Армения, Украина.

Основой Венецианской биеннале, несмотря на все тенденции глобализации, остается национальная репрезентация. Т.е. художник, который едет в Венецию от определенного государства, не просто "хороший", но и репрезентативный с точки зрения актуальных художественных процессов в этой стране.

Куратор Франческо Бонами образно описал принцип объединения кураторских проектов так: "Они как острова в архипелаге - отдельны, но составляют целое". Российским художникам, помимо собственного острова в виде щусевского Российского павильона, отдано немного места и в новом пространстве биеннале - Арсенале.

Проект, курируемый Виктором Мизиано, на протяжении подготовительного этапа был неоднократно и в деталях описан (что является исключением по сравнению с обычным "тихим и быстрым" режимом отбора художников); гораздо реже упоминаются те, кто поехал на биеннале не с благословения Минкульта или РОСИЗО, а по выбору люблянского куратора Игоря Забела или благодаря собственной активно проводимой в жизнь инициативе.

В числе тех, кто выставится хоть и не в национальном павильоне, но в главной программной части, проходящей под девизом "Мечты и конфликты. Диктатура зрителя":

1. дизайнер, экс-бумажный архитектор Юрий Аввакумов, участвовал на архитектурной биеннале в Венеции в 1996; в этом году станет участником программы "Станция утопии".

2. Андрей Монастырский, минималист и концептуалист 70-х, редко экспонирующийся в настоящее время;

3. Юрий Лейдерман, концептуалист поколения 80-х, один из группы "Инспекция медицинской герменевтики".

4. Молодые московские художники Виктор Алимпиев и Мариан Жунин с видеопроектом "Ода" (приз на фестивале альтернативного кино "Sтык").

5. Анатолий Осмоловский.

На выставке "Absolut Generation", спонсором которой выступила водка Absolut, будут представлены:

1. Олег Кулик, чье неучастие в минкультовской делегации стало предсказуемым, как только определилась фигура куратора российского павильона, представит завершенный проект "Музей" (по частям его восковые символы шоубизнеса ХХ века демонстрировались в столице): модель Наоми Кэмпбелл, актриса Бьорк, космонавт Юрий Гагарин, спортсменка Курникова, певица Мадонна. Как часто случается, художник-автор выступил генератором идеи, но далеко не все технические моменты выполнял самостоятельно (в "цех" Кулика вошли скульптор-восковик, дизайнер - наиболее знаменитая из "закадровых" фигур проекта - Ольга Солдатова, дантист и специалист по вращиванию волос).

2. Тандем Александр Шабуров-Вячеслав Мизин с видеопроектом, где спонсируемый тем же напитком Кулик тоже принял участие. Фильм рассказывает историю о печальной участи человека-собаки, которого обманули, а затем обогнали по популярности Мизин-Шабуров, которые "изображают собак и занимаются зоофилией намного смешнее" (из их материалов к выставке); в результате торжества справедливости двое узурпаторов погибают от падения метеорита.

Что касается национального российского павильона, то он должен стать живописным, но также (благодаря хотя бы участию Константина Звездочетова) умеренно кичевым. На верхнем этаже двухэтажного здания будет показан живописный проект Константина Звездочетова, Валерия Кошлякова и дуэта Владимира Дубосарского и Александра Виноградова (некоторые СМИ назвали эту пару "художником, уже давно работающим под двойной фамилией"), на нижнем этаже разместится фотопроект Сергея Браткова.

Есть все задатки для того, чтобы наша экспозиция на обеих площадках удалась, но насколько она будет оценена мировой общественностью (имеются в виду призы), отношения которой с российским искусством после пост-советского бума были основаны преимущественно на апокрифах, предугадать сложно.

Но и сам факт участия в биеннале - наподобие участия в Каннском фестивале - поднимает произведения "засветившихся" художников (а в этой биеннале их рекордное число - 14) на значительное количество пунктов в ценовом рейтинге - и если раньше внутрироссийский рынок несколько вяло реагировал на "ничего не получивших", то теперь система искусства окончательно прониклась сакральностью статуса биеннальского участника.

"Цена картин и инсталляций участников биеннале вырастает до сотен тысяч долларов....Нашим художникам доставалась главным образом слава. Эта биеннале грозит стать первой, которая приносит еще и большие деньги" (А.Салахова).

И напоследок - о финансовой стороне вопроса: общая сумма расходов на российский павильон, по словам организаторов, в этом году составит лишь немногим более $200 тыс. (для сравнения, 2 года назад на германский павильон затратили $2 млн.). Из них, сообщает Виктор Мизиано, Министерство культуры выделило $70 тыс., а Банк Москвы, генеральный спонсор, - все остальное. Организация самой выставки обходится приблизительно в $30 тыс., и около $15 тыс. стоит издание каталога. Остальные деньги пойдут на реставрацию российского павильона, в которой он давно нуждается ("Профиль").






Ссылки:

















    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования