Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 14.04.2021

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Выставки

Екатерина Деготь продолжает борьбу со стереотипами
21 марта 2007

21 марта в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке открывается авторский кураторский проект Екатерины Деготь – выставка "Мыслящий реализм": произведения 14-ти современных и заслуженных художников, от Ильи Кабакова до Сергея Браткова, вступят в диалог с произведениями из храма искусства русского реализма 19-го века. // полностью...









Реальный анклав

Ксения Лошманова
Независимая газета

29.03.2007

Диалога с шедеврами Третьяковки у современных художников не вышло

В Лаврушинском переулке наконец открылся выставочный проект Екатерины Дёготь "Мыслящий реализм", о котором так долго говорили. Провокация кураторского замысла была в том, что в одном из залов должны демонстрироваться творения современных российских художников – от живописи и графики до видеоарта и фотографии. Все это, вкрапленное в музейный контекст, должно вступить в неожиданный диалог с русским реализмом XIX века, который сам был в свое время остросоциальным "искусством современной жизни", больше того – ранней формой модернизма. Тут-то и должно выясниться, откуда у новейшего искусства растут корни. Цель выставки еще и в том, чтобы с помощью сегодняшнего комментария показать, что передвижники, первые актуальные русские художники, по-прежнему интересны, современны и способны создавать вокруг себя поле для дискуссии.

Надежда, что работы участников проекта будут висеть вперемешку с постоянной экспозицией (идешь-идешь, Левитан, Левитан, Левитан... Пепперштейн!), не оправдалась. Музейные работники испугались, по собственным словам, что такая радикальная организация выставочного пространства будет для обычного посетителя Третьяковки шоком, а шокировать здесь не принято. Как-никак храм искусства, в соседнем зале, как к иконам, детей подводят к левитановской "Владимирке" и "Над вечным покоем" (казус, если учесть слова Дёготь, что светская реалистическая живопись была насаждена Петром I в противовес иконописной традиции и долго не принималась основной массой населения, как сейчас авангард). В итоге для современных художников освободили зальчик N36 рядом с залами Левитана и Поленова, усложняя изначально задуманный диалог эпох. Да и выставленных работ оказалось не больше пятнадцати. Что работ было представлено много больше, видно из второй части проекта – N26 журнала "World Art Музей", посвященного "Мыслящему реализму". Получилось, что "WAM" стал каталогом не этой выставки, а некой виртуальной, первоначально задуманной и нереализованной в полной мере. Видно, переговоры и споры между музейщиками и Екатериной Дёготь велись нешуточные. Так, на выставке не оказалось "Художественного интердикта" Анатолия Осмоловского, который считает, что российский народ дискредитировал себя шовинизмом, религиозной нетерпимостью и прочим мракобесием, а посему на время выставки должен быть лишен созерцания одной из знаменитейших картин российского искусства – "Явление Христа народу". Перевернуть шедевр лицом к стене никто не осмелился.

Ивановское полотно вообще стало самым частым поводом для рефлексии: не менее напряженно, чем в "Явлении", смотрят участники группы "Коллективные действия" на фотодокументе одной из акций. А верный себе как концептуалисту Юрий Альберт, как всегда, сочинил трогательный текст о том, что каждый день рождения его родители отмечали на дверной раме его рост, о том, что он, приходя в детстве в Третьяковку, был там "как дома", о том, что его любимая картина здесь – это "Явление Христа народу" и поэтому он "хотел бы отметить свой рост карандашом на дверной раме того зала, где она висит". При желании каждый посетитель может выяснить, дорос ли он до настоящего художника.

И все-таки, несмотря на то что участников проекта загнали в этакий анклав, диалог получился внятный, по крайней мере можно услышать то, что хотели сказать художники сегодня на тему: что такое для них Третьяковская галерея, какими глазами на нее смотрят и для чего они это делают. На тему "униженных и оскорбленных", так популярную в живописи и литературе XIX века, рефлектирует Владимир Куприянов с фотографиями бомжей в метро (рядом в витрине под стеклом – бурлак с этюда Верещагина для неосуществленной картины "Бурлаки"). В видеофильме Ольги Чернышевой "Русский музей" зафиксировано наглядное взаимопроникновение эпох: простые зрители отражаются в стеклянных поверхностях, охраняющих от нас шедевры, и буквально сами становятся героями старинных картин. Третьяковка сама по себе художественный повод и сюжет: Павел Пепперштейн делится своими прозрачными акварельными "Снами о Третьяковской галерее" (боярыня Морозова обретает черты Снежной королевы, а видение нестеровскому отроку Варфоломею происходит в ирреальной пустоте сновидения). Дмитрий Александрович Пригов гнет свою линию и говорит о том, что классическое искусство мертво и предлагает проект концептуальной инсталляции "Третьяковская галерея", где на одном из вариантов – огороженные от посетителей траурные проемы залов Левитана, Саврасова, Репина, Иванова и Сурикова. Классики умерли, а о чем разговаривать с мертвыми?






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования