Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 17.12.2018

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс

Арт-процесс :: Мероприятия

Звукопьеса Евгения Гришковца «Как я съел собаку»

30.05.2003,



Снегири и отделение Abooks представляют:
"Как я съел собаку" - звукопьеса Евгения Гришковца

Драматург, режиссер и актер Евгений ГРИШКОВЕЦ для создания своих спектаклей обходится без многотонных декораций, без четкого текста, и даже порой без актеров и без сцены. ГРИШКОВЕЦ - сам себе театр. Его спектакли "универсальны", то есть не имеют признаков места и времени, а потому одинаково популярны в Москве, в Лондоне и в Хельсинки. Евгений ГРИШКОВЕЦ - лауреат премии "Антибукер" и обладатель двух "Золотых масок". Моноспектакль "Как я съел собаку", благодаря которому ГРИШКОВЕЦ и стал известен, сейчас уже нельзя увидеть на театральных подмостках. Спектакль снят на видео, но, по словам самого ГРИШКОВЦА, "видеоверсия является большим компромиссом - скорее это документ, который свидетельствует о существовании спектакля, нежели факт искусства". Поэтому, для того, чтобы не идти на компромисс, ГРИШКОВЦУ пришла идея создать звукопьесу "Как я съел собаку".

Евгений ГРИШКОВЕЦ родился в Кемерово - городе, в котором театральные традиции, в общем-то, не очень сильны. Тем не менее, там он жил до 31 года - учился на филфаке Кемеровского университета и руководил театром "Ложа". "Собака" появилась именно там, незадолго до того, как ГРИШКОВЕЦ покинул город. Проследить цепочку событий, предшествовавших появлению спектакля, невозможно. Так или иначе, какое-то время "Собака" существовала в культурном пространстве города Кемерово, и однажды ГРИШКОВЕЦ понял, что оттуда надо уезжать. "Произошел некий излом. Этот спектакль перестал умещаться в рамки студенческого или андеграундного театра. Но с другой стороны, в малотеатральной среде городе такому действу было отказано в праве называться театром. Он всех как-то задевал. То есть, люди прекрасно его воспринимали, но не как театр, а скорее как культурную акцию. Они начинали разговоривать, вступать в диалог - реакция была настолько "жизненная", что спектакль переставал быть фактом искусства, он становился самой жизнью, а это было неправильно. Поэтому я понял, что нужно уезжать". Раздумывая над тем, что будет со спектаклем, ГРИШКОВЕЦ пришел к выводу, что "с театром вообще нужно завязывать". Поскольку в театрально насыщенной Москве, ему казалось, показывать "Собаку" будет негде и некому. А предлагать текст монолога разным театрам, оставляя его на вахте для завлита было бесполезно. Тогда он решил: "Если будет возможность играть спектакль - буду играть".

И ГРИШКОВЕЦ уехал в Калининград - город, где жил Кант и родился Гофман, где прямо рядом с домом фантастическое море и яблони. "Если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря", - цитирует ГРИШКОВЕЦ БРОДСКОГО. Два следующих года "Собака" игралась "где придется" - на разных маленьких театральных фествальчиках, иногда чуть ли не в домашних условиях. Первый раз в Москве спектакль был показан для 17 человек - это случилось в курилке в Театре Армии. "В этом театре все огромное - фойе, курилки, коридоры. Один знакомый там держал кафе, и мы устроили из него маленький зальчик человек на 20. Я играл там несколько раз. Делалось это так - обзванивалось 50 знакомых, из них приходило около 20. Так спектакль и игрался в этом огромном театре в этом огромном городе".

"Как я съел собаку", как и остальные монологи ГРИШКОВЦА первоначально существовал только в сценическом пространстве, а на бумагу был записан лишь через полтора года. "Я никогда ничего не писал и не играл по написанному тексту, - говорит актер и драматург, - "Собака" тоже не была написана. Когда я ее сыграл за несколько недель до отъезда из Кемерово, это был двухчасовой соцарт, где я рассказывал друзьям о том, как я служил на флоте. Впоследствии от первоначального спектакля не осталось вообще ничего. И еще был очень важный момент: на один из спектаклей как-то пришла мама. И тогда я понял, что многое из тех нелицеприятных вещей, которые задумывались, я произнести не могу. Мама так и осталась важнейшим критерием отбора того, что можно говорить, а что нет. Оттого в пьесе и получился такой сентименталистский отзвук".

"Собака", как говорит ГРИШКОВЕЦ - это "универсальная история взросления". Опыт моряка, полученный на Тихоокеанском флоте рассказан так, как будто этот опыт самолично получил каждый из зрителей. ГРИШКОВЕЦ читал лекции немецким коллегам о том, что такое "собственная история как универсальная": "Из истории нужно убрать признаки места и эпохи - номера автобусных маршрутов, популярную музыку или названия кондитерских изделий. Например, говоришь: пирожное "картошка" за 25 копеек; или томатный сок из 3-литровых банок; или кефир с зелеными крышечками из фольги - и сразу становится ясно, о каком времени и месте идет речь. Кому-то это что-то скажет, а кому-то - нет. Надо оставить лишь те острые детали, которые не имеют признаков времени и места - снег, подъезд, окна школы, ветер, звезды, деревья". Универсальность достигается такая, что в Финляндии зрители закрывали лицо руками, мотали головами и переглядывались: мол, "откуда он знает??". Поэтому не кажется удивительным, что в 2001 году из Вены ГРИШКОВЕЦ получил гран-при за "Собаку" как за лучший немецкоязычный (!) радиоспектакль. Было это так. Драматургу позвонили из Германии и сообщили, что его текст переведен на немецкий. Он немного удивился, подумал: "странное дело". А через какое-то время - гран-при. Причем три первых премии - за пьесу, за перевод и за исполнение. "Когда я его слушаю - понимаю, что немецкого я не знаю, но слушать это интересно, забавно и завораживающе" - говорит ГРИШКОВЕЦ. А радиоспектакль крутят на немецких радиостанциях по 4 раза в месяц.

Тогда-то ГРИШКОВЕЦ в первый раз задумался о звукопьесе. Тем более, что у нас в стране традиции радиопостановок - богатейшие: все помнят "театр у микрофона" с "Островом сокровищ" и "Двумя капитанами". "Здесь нет никакого революционного хода. Я использую культурные предпосылки, которые существовали до меня, - говорит драматург, - и не открываю ничего нового".

ГРИШКОВЕЦ считает, что звукопьеса несравнимо ценнее видеоспектакля. "Видеоспектакль - это всегда запись, некое свидетельство факта существования самого спектакля. В то время как звукопьеса - это совершенно отдельный продукт, предмет искусства, сделанный по законам своего языка. И он наиболеее адекватен замыслу. Видео - это конкретный человек, это определенная фактура и текстура. А при прослушивании звукопьесы гораздо больше возможностей для воображения. К тому же она может сущестовать гораздо дольше, чем видеоспектакль, который скорей всего не намного переживет сам спектакль". Вопрос здесь не только времени, но и места. Спектакль - это вещь нефиксированная, а, как говорит автор, "зафиксироваться хочется. Ведь спектакль можно обеспечить только самим собой, своими силами и затратами. А, например, на Хабаровск, Владивосток и Благовещенск этих сил может не хватить. Поэтому люди из этих городов могут ознакомиться с продуманным, сделанным и одобренным мной продуктом".

Для того, чтобы создать звукопьесу "Как я съел собаку", ГРИШКОВЕЦ опять (в который раз) переписал ее заново. "Это не новый вариант, а скорее новая редакция, - говорит ГРИШКОВЕЦ, - потому что много вещей, например, пантомима - в пьесе не отыгрывается. Тут нужно больше колорита, больше описаний. Все, что связано с изображением, нужно переводить в какие-то словесные формы".

ГРИШКОВЕЦ обещает, что звукопьеса не будет похожа на радиотрансляцию футбольного матча, и не в последней степени это заслуга музыкальной составляющей. На вопрос, каким образом обычно подбирается музыка, ГРИШКОВЕЦ отвечает, что всегда использует только ту музыку, которая нравится ему в текущий момент времени. "Процесс перехода любимой музыки в категорию фонограмм довольно тяжел, но ведь делиться нужно только самым любимым". Например, когда "Собака" игралась на сцене, ГРИШКОВЦУ нравились DEATH IN VEGAS и BOB MARLEY. "Самое главное в выборе музыки, чтобы она тоже не имела признаков времени, была "универсальной". Допустим, KING CRIMSON я слушал в 10 классе, а несколько позже я слушал "новых романтиков" - все это я не могу использовать, поскольку это - поколенческая музыка... А вообще, мне нравится, когда в музыке прежде всего есть мелодия. Ее отсутствие иногда прикрывается или аранжировочными технологиями, или пафосом, или иронией. Мелодия - это всегда смелость, а я люблю смелую музыку". Звукопьеса ГРИШКОВЦА "Как я съел собаку" тоже озвучена смелой музыкой - ГЕНДЕЛЕМ, МЕГАПОЛИСОМ и БИГУДЯМИ.

Запись спектакля осуществлялась звукорежиссером "Нашего радио" Андреем КУРЕНКОВЫМ, которому ГРИШКОВЕЦ доверяет "на все сто".

Но некоторые сложности все же возникали. К примеру, во время записи в студии стояли часы, и в тех местах, где нет музыки, голос ГРИШКОВЦА звучит на фоне тиканья часов. Вобщем-то, эффект даже добавил колорита, если бы не одна сложность - при монтаже размеренный ритм часов нарушался, и это приходилось корректировать. "Запись пришлось подрезать чуть больше или чуть меньше,- рассказывает КУРЕНКОВ, - или добавлять специальные звуковые эффекты, типа чирканья спички".

В выборе музыки КУРЕНКОВ тоже посодействовал ГРИШКОВЦУ. Сначала посоветовал хит МЕГАПОЛИСА 1991 года "Женское сердце", потом три трека БИГУДЕЙ с первого альбома, которые разрядили легкую печаль "Собаки".

На первый взгляд кажется парадоксально, но как считает КУРЕНКОВ, музыка должна быть как можно менее заметной. "Надо, что бы было вот как. Допустим, человека, который послушал "Собаку" спросили, что за музыка играет на фоне. А он должен ответить: "музыка?..там была музыка?". А если ощущения остаются типа "о! там просто отличный саундтрек" - то это неправильно. Она должна лишь поддерживать создаваемое настроение, и главный инструмент воздействия - не музыка, а голос". Голос ГРИШКОВЦА - иструмент и правда очень действенный. "Посредством голоса должны передаваться вся мимика и жестикуляция спектакля, которых нет в звукопьесе, - говорит ГРИШКОВЕЦ, - и порой это бывает довольно сложно, но мне, думаю, это удалось".

Звукопьеса "Как я съел собаку" будет состоять из двух дисков, каждый из которых будет разбит на главы, ее длительность - 1 час 50 минут. Звукопьеса выходит на отделении СНЕГИРЕЙ Abooks в конце мая.






Ссылки:

















    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования