Вторая Московская биеннале современного искусства. Амнезия по полной программе

Все ушло в примечания


Вторая московская биеннале современного искусства официально начинается первого марта. Однако уже сейчас для публики открыта выставка "Верю!", похоже, претендующая на место главного идеологического манифеста форума. На грядущей неделе откроются и еще несколько выставок из так называемой параллельной программы.

Девиз первой биеннале 2005 года звучал нарочито романтизированно – "Диалектика надежды". Сейчас тема сформулирована опять же не без нарочитости, но уже другой природы – "Геополитика, рынки, амнезия. ПРИМЕЧАНИЯ". Симптоматично изменилось и место основных событий – теперь это не Музей Ленина, а ЦУМ (Центральный московский универмаг) и два этажа Башни "Федерация" в Московском сити. Как и на первой биеннале, огромное место в программе занимают сопутствующие проекты. Часть из них проходит под рубрикой "Специальные", другая под наименованием – "Параллельные". С помощью "специальных", которые будут развернуты в Третьяковке, Музее современного искусства и Новом Манеже, организаторы хотят познакомить зрителей с нынешним искусством России и постсоветского пространства. "Параллельные", в сущности, призваны к тому же, но более масштабны и, так сказать, концептуальны – им отданы площади ведущих столичных галерей. Наконец, обещают и некоторый звездный десант, персонифицированный Робертом Уилсоном, Комаром и Меламидом, а так же Йоко Оно (ее выставка будет называться "Одиссея таракана"). На открытие ожидается самый коммерчески успешный арт-деятель современности Мэтью Барнет и, кажется, даже не один, а с женой – певицей Бьорк. Наиболее интригующим в описании выглядит "Основоной проект" биеннале. Вот оцените: " кураторы аппеллируют к "примечаниям" или "сноскам", которые выносятся за поля глобального текста. Эти смысловые добавления не что иное, как критический анализ общей идеи проведения международных биеннале, скромный жест, разъясняющий коллаж выражений в уже существующем тексте".

В отличие от биеннале 2005 года, международная команда кураторов представит не единый коллективный проект, а 5 выставок, подготовленных кураторами индивидуально и в группах

О том, как все это следует понимать, мы расспросили куратора-комиссара Второй московской биеннале Иосифа БАКШТЕЙНА.

- Могли бы вы сформулировать задачи, которые преследует Вторая московская биеннале?


- Задачи все те же, наивно было бы ожидать радикальной перемены ситуации после окончания Первой биеннале. В общем-то у форума современного искусства, где бы он ни проходил, всегда примерно три задачи. Во-первых, это смена представления о современной культуре в обществе и во властных структурах. Во-вторых, биеннале работает на консолидацию российских художественных сил. Наконец, третья задача – включить российское художественное сообщество в интернациональную структуру.

- Кто придумал это название?

- Мы встретились с кураторами в Мадриде во время ярмарки современного искусства ARCO. И стали перебирать разные формулы, которые так или иначе отражали бы ситуацию российского искусства. И так набрели на слово "примечания". Оно всех вдруг устрило, поскольку именно в нем, на наш взгляд, отражена ключевая характеристика современного искусства: это заметки на полях макроэкономических битв.

- По какому принципу отбирались участники биеннале?

- Основная программа составлялась с помощью восьми кураторов, которые выбирали художников из молодого поколения, а именно тех, кто определят лицо русского и мирового искусства на следующие десять лет.

- Привлечение иностранных кураторов означает, что уровень этого института в России низок?

- Куратор – очень специальная профессия, и чтобы делать биеннале, необходимо знать, что происходит в Китае, Франции, Египте, Америки... То, что мы представляем, это международная художественная сцена. Зрители должны понять, какое искусство модно, что "сейчас носят".

- Каков бюджет биеннале и из чего он складывается?

- Речь идет о госбюджете, и он составляет 52 миллиона рублей. Финансами вообще занималось Федеральное агентство по культуре и кинематографии (то есть Михаил Швыдкой). Учитывая западный опыт, можно сказать, что любая международная биеннале обходится не меньше чем в три миллиона долларов.

- Основной площадкой второй биеннале выбран ЦУМ. С чем это связано?

- Дело в том, что к зданию магазина сейчас сделали большую пристройку. Накануне открытия биеннале завершилось капитальное строительство, но еще не начали строить интерьеры. Для искусства это все очень удачно: бетон, опоры – такой стильный и модный индустриальный минимализм. Там будет выставка "Американское видиоискусство в начале третьего тысячелетия", которую готовят очень известные кураторы Даниэль Бирнбаум, Гуннар Кваран и Ханс Ульрих Обрист.

Несколько сложнее с башней "Федерация", где и покажут основные выставки. Это здание в Сити, там огромные окна и трудно представить себе выставку, которая может конкурировать с такими фантастическими видами. Однако мы сейчас думаем как бы и виды сохранить и экспозицию не испортить. Это неожиданная проблема. Но у нас почти все проблемы неожиданные.



полный адрес материала : http://www.gif.ru/themes/culture/sekond-biennale/ushlo/


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования