Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 23.07.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Вторая Московская биеннале современного искусства. Амнезия по полной программе
1 марта 2007

1 марта в российской столице открылась Вторая Московская биеннале современного искусства. Тема биеннале – "Примечания: геополитика, рынки, амнезия". // полностью...









Все ушло в примечания

Юрий Арпишкин
Московские новости

10.02.2007

Московская биеннале современного искусства уже фактически открылась. Что нас ждет через неделю?

Вторая московская биеннале современного искусства официально начинается первого марта. Однако уже сейчас для публики открыта выставка "Верю!", похоже, претендующая на место главного идеологического манифеста форума. На грядущей неделе откроются и еще несколько выставок из так называемой параллельной программы.

Девиз первой биеннале 2005 года звучал нарочито романтизированно – "Диалектика надежды". Сейчас тема сформулирована опять же не без нарочитости, но уже другой природы – "Геополитика, рынки, амнезия. ПРИМЕЧАНИЯ". Симптоматично изменилось и место основных событий – теперь это не Музей Ленина, а ЦУМ (Центральный московский универмаг) и два этажа Башни "Федерация" в Московском сити. Как и на первой биеннале, огромное место в программе занимают сопутствующие проекты. Часть из них проходит под рубрикой "Специальные", другая под наименованием – "Параллельные". С помощью "специальных", которые будут развернуты в Третьяковке, Музее современного искусства и Новом Манеже, организаторы хотят познакомить зрителей с нынешним искусством России и постсоветского пространства. "Параллельные", в сущности, призваны к тому же, но более масштабны и, так сказать, концептуальны – им отданы площади ведущих столичных галерей. Наконец, обещают и некоторый звездный десант, персонифицированный Робертом Уилсоном, Комаром и Меламидом, а так же Йоко Оно (ее выставка будет называться "Одиссея таракана"). На открытие ожидается самый коммерчески успешный арт-деятель современности Мэтью Барнет и, кажется, даже не один, а с женой – певицей Бьорк. Наиболее интригующим в описании выглядит "Основоной проект" биеннале. Вот оцените: " кураторы аппеллируют к "примечаниям" или "сноскам", которые выносятся за поля глобального текста. Эти смысловые добавления не что иное, как критический анализ общей идеи проведения международных биеннале, скромный жест, разъясняющий коллаж выражений в уже существующем тексте".

В отличие от биеннале 2005 года, международная команда кураторов представит не единый коллективный проект, а 5 выставок, подготовленных кураторами индивидуально и в группах

О том, как все это следует понимать, мы расспросили куратора-комиссара Второй московской биеннале Иосифа БАКШТЕЙНА.

- Могли бы вы сформулировать задачи, которые преследует Вторая московская биеннале?


- Задачи все те же, наивно было бы ожидать радикальной перемены ситуации после окончания Первой биеннале. В общем-то у форума современного искусства, где бы он ни проходил, всегда примерно три задачи. Во-первых, это смена представления о современной культуре в обществе и во властных структурах. Во-вторых, биеннале работает на консолидацию российских художественных сил. Наконец, третья задача – включить российское художественное сообщество в интернациональную структуру.

- Кто придумал это название?

- Мы встретились с кураторами в Мадриде во время ярмарки современного искусства ARCO. И стали перебирать разные формулы, которые так или иначе отражали бы ситуацию российского искусства. И так набрели на слово "примечания". Оно всех вдруг устрило, поскольку именно в нем, на наш взгляд, отражена ключевая характеристика современного искусства: это заметки на полях макроэкономических битв.

- По какому принципу отбирались участники биеннале?

- Основная программа составлялась с помощью восьми кураторов, которые выбирали художников из молодого поколения, а именно тех, кто определят лицо русского и мирового искусства на следующие десять лет.

- Привлечение иностранных кураторов означает, что уровень этого института в России низок?

- Куратор – очень специальная профессия, и чтобы делать биеннале, необходимо знать, что происходит в Китае, Франции, Египте, Америки... То, что мы представляем, это международная художественная сцена. Зрители должны понять, какое искусство модно, что "сейчас носят".

- Каков бюджет биеннале и из чего он складывается?

- Речь идет о госбюджете, и он составляет 52 миллиона рублей. Финансами вообще занималось Федеральное агентство по культуре и кинематографии (то есть Михаил Швыдкой). Учитывая западный опыт, можно сказать, что любая международная биеннале обходится не меньше чем в три миллиона долларов.

- Основной площадкой второй биеннале выбран ЦУМ. С чем это связано?

- Дело в том, что к зданию магазина сейчас сделали большую пристройку. Накануне открытия биеннале завершилось капитальное строительство, но еще не начали строить интерьеры. Для искусства это все очень удачно: бетон, опоры – такой стильный и модный индустриальный минимализм. Там будет выставка "Американское видиоискусство в начале третьего тысячелетия", которую готовят очень известные кураторы Даниэль Бирнбаум, Гуннар Кваран и Ханс Ульрих Обрист.

Несколько сложнее с башней "Федерация", где и покажут основные выставки. Это здание в Сити, там огромные окна и трудно представить себе выставку, которая может конкурировать с такими фантастическими видами. Однако мы сейчас думаем как бы и виды сохранить и экспозицию не испортить. Это неожиданная проблема. Но у нас почти все проблемы неожиданные.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования