Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 25.05.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Вторая Московская биеннале современного искусства. Амнезия по полной программе
1 марта 2007

1 марта в российской столице открылась Вторая Московская биеннале современного искусства. Тема биеннале – "Примечания: геополитика, рынки, амнезия". // полностью...









Точка (про) зрения

Максим Шульц
Взгляд

20.03.2007

Выставки недели. Фестиваль Art Digital в М'АРСе, "Соц-арт" в Третьяковке на Крымском Валу, Лука Панкрацци в галерее "Зураб"

Выставок Второй Московской биеннале много, а сама она между тем подходит к концу – до закрытия осталось ровно две недели. Тем, кто не успел посетить хотя бы пару выставок, остается пожелать большего свободного времени и крепких нервов – по уверениям многих, эта биеннале включила в себя слишком большое число проектов, пройтись по всем площадкам среднему посетителю просто нереально. Но в пару сугубо художественных мест заглянуть придется – все равно ведь никто не поверит, что вы ходили в ЦУМ смотреть проходящую там выставку американского видеоарта, а не покупать брендовые тряпочки.

Art Digital – это самый большой и известный в России фестиваль того жанра, который хронически и наиболее остро нуждается в поддержке официальных и частных спонсоров – я говорю о цифровом искусстве.

Пограничный М'АРС

Заглавной идеей выбрана всесторонняя демонстрация того особого состояния, при котором утрачивается смысл различия между реальностью и воображением. Что, в принципе, оправдано, поскольку сами цифровые технологии по своей природе являются переходом к пограничному состоянию. Балансирование на грани между реальным миром и миром виртуальным – тема не новая, но не теряющая своей актуальности для современных художников. Для многих же зрителей в то же время не теряет актуальности вопрос: "А что им всем в нашей реальности не живется?".

Выставленные работы объединяет апелляция именно к зрителю – его зовут стать свидетелем и соучастником понимания тем или иным художником этого самого пограничного состояния, и, принимая это приглашение, зритель отдает свой разум и свои чувства на растерзание... то есть, конечно, на стимуляцию цифровым технологиям.

Не обошлось на фестивале без политических веяний – просто грех не представить Россию этаким пограничным состоянием, заставляющим реальность выглядеть иллюзией и наоборот. Следует, безусловно, отметить всю остроумность попытки исследовать политические проблемы в рамках актуального искусства – не мытьем, как говорится, так катаньем. Не решим, так хоть визуализируем.

Прелести соц-арта

Соц-арт как результат скрещивания образов "социалистического реализма" с приемами поп-арта был придуман в 1972 году знаменитым дуэтом московских художников Виталием Комаром и Александром Меламидом. Поколение художников 80-х переинтерпретировало соц-арт и подало его на стол (или, если угодно, на художественную сцену) в качестве фирменного блюда нового русского авангарда.

Детище тоталитарной культуры, политическое искусство предложило игру в беспринципность как оппозицию официозу и догматической серьезности. Соц-арт не так прост, как может показаться на первый взгляд: смех с одной стороны и отстраненное исследование, вдумчивое познание – с другой. Лирическому герою соц-арта, предпочитающему бороться с предоставленными им в качестве врагов тиранами не силой, но хитростью, явно покровительствует Гермес.

Славная история соц-арта, впрочем, не ограничилась Советским союзом. Он успел отметиться и в США, и в Европе, и на Востоке. В частности, в Китае. Поколебавшись между фольклорно-сувенирным китчем и радикальным перформансом, в качестве основной линии было принято так называемое "политическое искусство".

Выставка "Соц-арт. Политическое искусство в России и Китае" задумана в качестве ретроспективной панорамы направления, представляющей его во всей красе хронологического развития – от московского проекта 1972 года до пекинского political art конца 1990-х годов.

1:1 – не только ничья

Лука Панкрацци дает не прикурить, но поразмыслить о восприятии. "1:1" – это произведение о восприятии, об отношениях между тем, что человек видит и, собственно, личностью человека, о многочисленных способах передачи, расшифровки и интерпретации визуальной информации. "1:1" играет со зрителем и в лучших традициях таких игр задает вопросы вроде: "Может ли человек понять визуальную информацию? С какой степенью искажения?".

Шанс посомневаться в правильности общепринятого (да и вообще в существовании этого самого общепринятого), возможность увидеть совершенно неожиданные изменения таких уютных, повседневных предметов – все, по сути, только для того, чтобы зритель обрел (пусть ненадолго) другую точку зрения. На любой предмет – будь то даже Эйфелева башня, на каждое явление найдется неожиданная точка зрения. И, возможно, именно эта точка зрения будет единственной действительно заслуживающей внимания.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования