Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 26.05.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Вторая Московская биеннале современного искусства. Амнезия по полной программе
1 марта 2007

1 марта в российской столице открылась Вторая Московская биеннале современного искусства. Тема биеннале – "Примечания: геополитика, рынки, амнезия". // полностью...









Пост-синдром

Максим Шульц
Взгляд

05.04.2007

Итоги Второй Московской биеннале современного искусства: топ-5 лучших и топ-5 худших выставок

Те, кто не попал на большинство выставок Второй Московской биеннале, – кусайте локти, ибо биеннале прошла, а вернется не скоро – ровно через два года. Те, кто попал на все выставки и остался недоволен увиденным, – радуйтесь, ибо событий подобного масштаба в ближайшее время не предвидится и, соответственно, такой концентрации раздражающих объектов тоже не будет.

Тем же, кто не обошел экспозиционные площадки отнюдь не в силу идеологических причин, но исключительно из-за собственной лени (и при этом на склоне лет хочет рассказать внукам о сенсациях российской арт-сцены начала третьего тысячелетия), мы советуем хотя бы прочитать этот текст – как раз для того, чтобы было о чем вещать, сидя в кресле-качалке на веранде собственной виллы.

Топ-5 лучших:

Пипилотти Рист в Государственном музее архитектуры им. Щусева

Джон Сибрук считает, что работы Рист идеально иллюстрируют "искусство, созданное из дискурса рекламы". Фильм Рист – реклама автора, подобно тому как клипы MTV – реклама музыки. Зрителю же предоставляется чисто эстетическое наслаждение от видеоинсталляции "Пей мой океан", где автор привычно выступает в роли сценариста, режиссера, оператора и главного персонажа. Собственно, это десятилетней давности видеоклип на песню Криса Айзека Wicked Game (причем сама песня перепета художницей). Наверняка, конечно, найдутся желающие вопросить: "А бездны где?" и возмутиться излишней легкомысленностью признанного классика мирового видеоарта. Однако слишком велик соблазн погрузиться – пусть только взглядом – в ультрамариновую океанскую воду вслед за соблазнительной Пипилотти.

"Мы – ваше будущее" на Винзаводе

Яркий пример искусства, унаследовавшего проигнорированные евроцентричным Западом традиции, антиклерикального, антиконсюмеристского, антиамериканского или иного анти- толка. И надо сказать, что такое искусство выглядит гораздо более бескомпромиссным, чем работы спецпроекта "Верю", например. Кстати, "Верю" не удостоился места в предыдущем топе просто потому, что в нем только пять мест. Вот было бы шестое – и невнятный, плохо продуманный с точки зрения концепции "Верю" оказался бы именно на нем.

"Игры разума" Ильи Чичкана и "Синих носов"

Бодрая такая арт-физкультура, да и вообще – кто откажется забросить баскетбольный мяч в сетку, вбитую в лоб Фрейда?

"Пьер и Жиль" в Манеже

На живых классиков не посмотреть – грех, все равно демонстрацией их работ достанут в Интернете, рассказами об их выставке – в теле- и радиопрограммах, а впечатлениями обязательно будут мучить друзья. Тут уж и вправду было лучше сходить и посмотреть. Тем более что по степени эстетического совершенства (категория из разряда сомнительных, но все же) с дуэтом Пьера и Жиля не может потягаться ни одна выставка биеннале.

"Населенные пункты" Александра Бродского в Музее современной истории России

Один из самых известных современных архитекторов России смотрелся на биеннале получше записных художников. Самое интересное, Бродский начинал архитектурную карьеру как художник, а вернулся в искусство как архитектор.

Топ-5 худших:

"Взаимодействия" в бывшем музее Ленина.

Работы Бочковой, Ковылиной и Носовой призваны иллюстрировать коммуникацию как отсутствие взаимодействия, контакта, как своеобразные "трудности перевода" индивидуальных языков, то есть отсутствие взаимопонимания. Задача выстраивания взаимоотношений с внешним миром и сопровождающие этот процесс трудности, обостренный индивидуализм в современном мировоззрении – все это звучит неплохо, но безнадежно скучно. Каждый, кто единожды ощутил собственное одиночество в переполненном вагоне метро, не стремится повторить этот опыт. Поэтому различные взгляды, предложенные в рамках проекта, кажутся лишь ненужным муссированием проблемы.

"Мыслящий реализм" в Государственной Третьяковской галерее

Идея выставлять классику актуального искусства рядом с просто классикой уже успела найти своих поклонников на Западе, но для России это первый эксперимент. Исполнение-то все и подвело: никто не решился повесить новые работы в залах рядом со старыми, был избран компромиссный вариант – переместили несколько старинных произведений в зал, выделенный для выставки. И этот отдельный зал, где картины XIX – начала ХХ веков висят бок о бок с искусством второй половины прошлого столетия, не дает того ощущения диалога, на которое уповали организаторы. Видимо, программа по преодолению стереотипов в истории искусства пока что терпит в России поражение.

"Американское видеоискусство начала третьего тысячелетия" в ЦУМе

На открытии биеннале казалось, что работы, представленные в ЦУМе, хороши – просто их мешает оценить кошмарная по своим размерам толпа, вооруженная стаканами с водкой, смешанной с клюквенным (нет, не соком) морсом. Но при внимательном просмотре выяснилось, что огромное скопление народа является лучшим фоном для проекта – по крайней мере, не различаешь деталей. Страшная беременная старуха, бодро трясущая своими телесами, и по сей день снится автору этих строк в самых жутких кошмарах.

Left Pop ("Возвращаясь домой") в Московском музее современного искусства

Идеей было показать, как массовая культура искажает, трансформирует в общепринятые штампы протестное эстетическое поле. В качестве такого поля взята ранняя левацкая политическая идеология. Только вот реализация идеи – в виде реконструкции "Московского дневника" Беньямина – идет хоженой-перехоженной в современном философском комментировании тропкой. Ну а красочно проиллюстрированная тема секс-туризма в постсоветской Москве, кажется, актуальна на сегодняшний исключительно в сериалах, идущих в дневное время.

Matter & Memory на Винзаводе

Понятно, что Московская биеннале – неплохая стартовая площадка для европейских художников. Притащить в столицу России два десятка выпускников художественных вузов – отличная идея, но нельзя же везти столь откровенный плагиат.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования