Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 24.07.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Вторая Московская биеннале современного искусства. Амнезия по полной программе
1 марта 2007

1 марта в российской столице открылась Вторая Московская биеннале современного искусства. Тема биеннале – "Примечания: геополитика, рынки, амнезия". // полностью...









Амнезия не панацея

Дмитрий Смолев
Известия.РУ

08.03.2007

Carsten Nicolai. Snow Noise. 2001 Открылись основные проекты 2-й Московской биеннале современного искусства. Именно эти мероприятия под общим девизом "Примечания: геополитика, рынки, амнезия" должны были сформировать лицо форума. Черты лица оказались трудноуловимыми – возможно, из-за того, что никто и не стремился к определенности.

Сквозная тема биеннале – обычное дело, ее формулируют едва ли не на всех аналогичных фестивалях по миру. Считается, что эта практика уберегает от хаоса и способствует грамотной режиссуре. В действительности так случается не всегда, а на нынешней биеннале в Москве рассыпчатость конструкции можно было даже спрогнозировать. Шесть международных кураторов, наделенных равными правами, четыре автономных проекта, больше сотни художников из 30 стран мира... Понятно, что шанс на доходчивость и целостность зрелища минимален. Добавьте сюда экзотические площадки – еще не введенный в эксплуатацию отсек ЦУМа и четыре этажа недостроенной башни "Федерация". Ход вроде бы эффектный, но вообще-то устройство выставок в неосвоенном пространстве – дополнительная проблема. Спасает пестрота репертуара. Когда вокруг все мерцает, булькает и шевелится, накладки не так заметны.

В результате концептуальную внятность сохраняет лишь проект "Американское видеоискусство в начале третьего тысячелетия". Зато здесь другая напасть: откровенная скука. Персонажи на экранах танцуют, катаются по полу, бубнят в качестве интервьюируемых, даже жарят на сковородке джинсы – и остаются мимолетными призраками, не затрагивающими ни ум, ни сердце. Давно и часто говорится о перспективности видеоарта, вот только убедительных примеров до сих пор не видно. Чаще всего в глаза бросаются техническое убожество этого "недокино" да неутоленные амбиции авторов, которых не взяли в настоящие режиссеры.

Видеоарта хватает в составе и остальных проектов, но там он перемешан с прочими медиа и даже "живыми картинами". Конечно, нет уверенности, что трое темнокожих статистов так и будут непринужденно болтать за бутылочкой бурбона до конца марта (срок окончания биеннальских выставок), но на вернисаже они смотрелись органично. Как и два псевдомаляра, перекрашивающих стенд попеременно то в черный, то в белый цвет. Экранная девочка старательно зачитывает вслух сочинение культового философа Людвига Витгенштейна. Рядом по карте мира с отмеченными на ней военными базами США снуют виртуальные мухи. Кто-то издевательски рекламирует безалкогольную водку.

Мы намеренно не расписываем сюжеты по кураторским ведомствам, потому что реальное впечатление именно такое – калейдоскопическое. Словесные концепции остаются ненужным приложением к эклектичному шоу, где трэшевые шаблоны вырастают до статуса идеалов, а идеалы низводятся до уровня трэша. Что угодно может оказаться чем угодно другим. Этот рынок обмена значениями сам себя пародирует и сам себя воспроизводит. Почти случайный его фрагмент, появившийся на московской биеннале, должен символизировать "интеграцию в мировой арт-процесс". Но интеграция подразумевает распределение ролей, а здесь все амплуа неразличимы и взаимозаменяемы.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования