Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 21.09.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Вторая Московская биеннале современного искусства. Амнезия по полной программе
1 марта 2007

1 марта в российской столице открылась Вторая Московская биеннале современного искусства. Тема биеннале – "Примечания: геополитика, рынки, амнезия". // полностью...









Ловушка для зрителя

Светлана Олейник
"Индустриальное Запорожье" (Украина)

17.03.2007

Арт-путешествие

На Московской биеннале каждый художник старался поймать зрителя каким-то особенным трюком

Московская биеннале современного искусства совсем молодая – проходит всего только во второй раз. Ей пока что далеко до самой главного в мире смотра современного искусства – Венецианской биеннале с более чем столетней историей. Но она быстро набирает обороты – те, кто видел первую Московскую биеннале, утверждают, что вторая – лучше. Я предыдущую не видела, но с удовольствием окунулась в этот праздник искусства и общения с единомышленниками, череду презентаций и вернисажей.

2-я Московская биеннале – это 5 выставок основного проекта, 35 специальных проектов и 8 выставок "специальных гостей". Три десятка проектов включает параллельная программа. Правда, не очень удобно ездить на "биеннальские" выставки в разные концы огромного города -например, в Венеции самые значительные проекты собраны в Арсенале и саду Джардини. Тем не менее, за неполных шесть дней в Москве я побывала в 18 музеях, галереях и выставочных залах, увидела больше 40 выставок.



Стресс в полутьме

Кошмар! Зачем я заглянула в темную полуподвальную комнату с заманчиво светящимися гирляндами? Теперь за мной захлопнулась дверь, и я стою у экспонатов современного искусства в духоте и в окружении странных звуков и надеюсь, что найдется такой же любопытный посетитель выставки, который заглянет в эту дверь и выпустит меня отсюда! Хорошо, что мой поезд уезжает только вечером. Фу, какие глупые мысли лезут в голову... А на двери-то, оказывается, написано, что выход – через лабиринт, сквозь который я благополучно выбираюсь на свободу. Ну, я же знала о таких приемах современного искусства – как же могла так попасться! И не только я – группа ребят тоже выходит из лабиринта пересмеиваясь: "А я думал, просто заклинило дверь".

На выставке "Верю", которую курирует бывший украинец Олег Кулик, проходящую в Центре современного искусства "Винзавод", "зевать" нельзя. А то, кроме подвала-ловушки с лабиринтом, еще попадете в яму, вырытую художником ("Прыжок в высоту" Георгия Пузенкова), или свалитесь в воду, где стоит огромный кокон с елкой внутри ("Капля" Дмитрия Дульфана и Сергея Зарвы) – идите только по сколоченному из досок настилу. Вообще, ощущение такое, как будто попал на другую планету, жизнь на которой настолько незнакомая, что и интересно, и ждешь подвоха. Картины, фотографии, объекты, звуки, дым – все смешалось на выставке "Верю". И это, пожалуй, самый цельный проект биеннале – воспринимаешь его как единый и неделимый объект.

На "Винзаводе" можно увидеть еще несколько выставок, в том числе и веселый проект "Игры разума" украинца Ильи Чичкана (известен портретами людей в образе обезьян) и группы "Синие носы" (на Венецианской биеннале-2005 пускали фейерверк из собственных штанов – стреляли петардами). На лбы огромных портретов мыслителей (от Эйнштейна и Маркса до питерского Перельмана) они прибили баскетбольные кольца – на презентации народ со смехом забрасывал туда мячи.

Замечу, что когда-то здесь действительно был винзавод, о чем народ еще помнит. Уходя с выставки, на проходной увидела такую сценку: сильно измятый колоритного вида мужичок интересовался у охранника заводским винным магазином.

Кстати, многие выставки проходили в цехах и гаражах московских заводов – это сейчас модно.

Выставки в "недостройках"

Из подвалов "Винзавода" поднимемся на 19-й этаж небоскреба "Башня Федерации" в новом деловом районе Москва-Сити. Особой "фишкой" на презентации стал подъем зрителей в рабочей люльке по фасаду недостроенной высотки. Но всех желающих она не вмещала – например, я поднималась на скоростном лифте, аж уши закладывало. Вид сверху на ночную Москву потрясающий! А на трех этажах "Башни Федерации" – часть основного проекта "Примечания: геополитика, рынки, амнезия", который подготовили несколько кураторов из разных стран. Почему такое серьезное название – понять трудно. Зато здесь многое дает представление о современном искусстве: это самый разнообразный проект с большим количеством фотографий, картин, видео, инсталляций, объектов. Например, актер Игорь Журавлев весь месяц просидит на выставке за решеткой в качестве экспоната инсталляции итальянца Джанни Мотти "Брокеры". Здесь же я встретила бывшего харьковчанина Сергея Браткова. Он выставил фотографии и видео "СПА" ("Грязи"), которое в прошлом году показывал в Запорожье.

Вторая часть основного проекта в недостроенной части нового ЦУМа – американский видеоарт об американских же проблемах – рассчитана на очень большого любителя видео. Даже не всякому профессионалу это интересно, а уж рядовому зрителю – тем более.

Китайцы остались без картин

Не обошлось без казусов: китайскую половину выставки "Русский и китайский соцарт" задержали на таможне. В результате по залам бродили толпы неприкаянных китайских художников. И открывали выставку без табличек, которые в срочном порядке прикрепляли во время вернисажа. Как и афишу – а это, между прочим, в Третьяковской галерее! Но выставка все равно хороша. Очень уж прикольно художники обыгрывают тему социалистических символов: скульптура рабочего и колхозницы с головами Микки Маусов, монстрообразные пионеры, переходящее красное знамя с вышитым утенком Дональдом и т. п. Минимум зауми, максимум иронии, все просто и понятно. Мы можем с улыбкой вспомнить свое советское прошлое, а для иностранцев это экзотика. Их, кстати, на биеннале было немало...

Единственное произведение искусства на этой биеннале, которое мне захотелось иметь дома – релаксирующий видеоарт Пипилотты Рист "Пей мой океан" в Музее архитектуры. Неправдоподобно красивые подводные съемки под расслабляющую музыку... Именно ее видео, которое показывали на потолке церкви, очень понравилось мне на Венецианской биеннале-2005. И сейчас – посмотрела 10 минут, усталость как рукой сняло.

Справка "ИЗ"

Официально 2-я Московская биеннале современного искусства проходит с 1 марта по 1 апреля. Но некоторые выставки будут работать и позже. Например, проект Йоко Оно "Одиссея таракана" планируют открыть 1 мая. (Подробное расписание на сайте 2nd.moscowbiennale.ru). Вход в музеи, галереи и выставочные залы от 100 до 200 руб. (20-40 грн.).

Светлана ОЛЕЙНИК
ЗАПОРОЖЬЕ – МОСКВА







Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования