Вторая Московская биеннале современного искусства. Амнезия по полной программе

Вторая Московская биеннале современного искусства


Первую биеннале ждали как манну небесную, но она не вполне оправдала возложенных надежд: художественную ситуацию резко не изменила, карьеры не направила, публику не воодушевила, а некоторых и вовсе разочаровала. Особенно огорчал подбор художников: в большинстве не просто юных – незрелых. Вторая биеннале пришла с теми же звездными кураторами (и еще двумя – присоединившимися), да еще и с невозможным для запоминания и трудным для понимания названием: "Примечания: геополитика, рынки, амнезия".

Окончательная амнезия, к счастью, не случилась – ошибки позапрошлого года решили исправить. На этот раз призванные под знамена примечаний художники хоть и молоды, но опытны, закалены участием в заграничных биеннале и прочих важных выставках, работы делают не только социально-озабоченные, но и зрелищные. И вновь мощная левая направленность биеннале противоречит основному вектору российского искусства – критикой капитализма, анализом политических механизмов и концом истории не сильно озабоченного.

Работавшие на первой биеннале плотным коллективом кураторы разбились на группки и пары: теперь отсидеться за чужими спинами не удастся, и творческая мощь каждого будет видна. В сухом остатке получилось пять выставок основного проекта – их покажут на верхнем этаже ЦУМа и в башне "Федерация". Согласно старинному кураторскому рецепту, не обжитые еще искусством помещения примут первый удар на себя. Если кого не удивят "Только примечания?" (искусство в эпоху социального дарвинизма), не вдохновят восточноевропейские художники ("История в настоящем времени"), не впечатлит описание капиталистических процессов ("Фонд Ноль, или Ледяная вода эгоистических подсчетов") и не заинтересует, что же случилось "После всего" (размышление о сути текущего момента в культуре и истории), тот сможет просто любоваться видами из окон башни "Федерация". А вот просмотр "Американского видеоискусства в начале третьего тысячелетия" можно совместить с покупками в ЦУМе. Во дворике Музея архитектуры потрясать воображение будет автомобиль в перьях, а в самом музее обалдевшему от обилия незнакомых имен и непростых сообщений зрителю предлагают более предсказуемую "звездную программу". В нее попали две феминистки – радикальная Вали Экспорт и веселенькая Папилотти Рист, отечественные соц-артисты Виталий Комар и Александр Меламид, Джеф Уолл с искусством на лайтбоксах. Видеопортреты покажет фантастический сценограф Роберт Уилсон. А затем, с опозданием на пару месяцев, ближе к маю подтянется и несравненная Йоко Оно.

Как и два года назад, основной проект биеннале оброс немыслимо объемной параллельной программой: увидеть все выставки смогут только здоровые и неленивые. В Третьяковской галерее показывают соц-арт – чтобы было еще смешнее, к отечественному тут добавили китайский. Галерея "М'AРС" по традиции подверстала ежегодный фестиваль "Арт Дигитал", политического перчику добавил Марат Гельман новым шоу в ЦДХ, свои новые помещения на "Винзаводе" открывают ведущие московские галереи, а русский блокбастер "Верю" там же дивит публику уже не первую неделю. Выжившим останется посмотреть на всплывающую в Москве-реке художественную подлодку Александра Пономарева и успокоиться на московской премьере Мэтью Барни.



полный адрес материала : http://www.gif.ru/themes/culture/sekond-biennale/fb/


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования