Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 15.09.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Вторая Московская биеннале современного искусства. Амнезия по полной программе
1 марта 2007

1 марта в российской столице открылась Вторая Московская биеннале современного искусства. Тема биеннале – "Примечания: геополитика, рынки, амнезия". // полностью...









Брайн Дройткур: Биеннале необходимо уметь смотреть

Брайн Дройткур
Время новостей

10.04.2007

- Многие коллеги-критики через день после официального открытия биеннале поспешили обличить основной проект на башне "Федерация" во вторичности, низком интеллектуальном и художественном уровне. Вы придерживаетесь этого мнения?

- Нет. Реакция прессы на биеннале (как российской, так и мировой) – это, на мой взгляд, отдельная тема. Журналистам требуется быстрая оперативная реакция на событие. Они приходят, "сканируют" все за полчаса и торопятся писать рецензии. У многих присутствует установка на яркие эмоциональные раздражители: зрелищность, масштаб, узнаваемость. Современное искусство – тонкое интеллектуальное приключение, требует вдумчивого размышления. Чтобы понять хороший или плохой проект, мне кажется, необходимо сделать над собой усилие, по-настоящему им заинтересоваться и принять логику непривычного, во многих случаях непонятного высказывания. Но таких усилий обычно журналисты не делают. А в мировой прессе о Второй Московской биеннале писали в основном даже не арткритики. Обозреватели просто цитировали ведущие российские издания.

- И все-таки проекты на башне "Федерация" раскрыли основную тему "Примечания: геополитика, рынки, амнезия" или нет?

- Опять же предлагаю говорить о четырех отдельных проектах, которые не лучшим образом были изолированы друг от друга, но все же были разными. Мне показался более убедительным проект, подготовленный Розой Мартинес и Фулией Эрдемчи. Он называется "После всего". Он о конце истории, собственно, об амнезии. По словам самих кураторов, "о ситуации, когда нет всепроникающей идеи, двигающей историю и оформляющей современность". О трагедии жизни без связующей прошлое с настоящим, а настоящее с будущим – утопии. О замещении прогрессистских моделей развития истории рыночными, техногенными. Об опасном влечении друг к другу языков рекламы и искусства.

- В таком случае символом выставки "После всего" могут быть приняты фото- и видеоработы Сергея Браткова, что западными исследователями названы "хроникой объявленной смерти культурного образа", а также мощная неоновая надпись "Аврора" (автор – художница из Бразилии Кармела Гросс), что смотрится как реклама и отсылает к разным значениям: богиня утренней зари, крейсер, символизирующий революцию 1917 года, улица в Сан-Паулу, где собираются проститутки и торгуют телом...

- По моему мнению, лучшей работой и этой выставки, и основного проекта в целом оказывается "По мотивам "Сталкера" художника из Турции Саркиса. Художник сидит за столом и на маленьком мониторе смотрит "Сталкера" Тарковского. Потом рисует акварелью сцены из фильма: от последних кадров к первым. В какой-то момент сцена на экране и рисунок совпадают. Эта работа очень тонко артифицирует идею свернутого времени, конца истории и удовольствия от чистого созерцания ушедших образов культуры.

Беседовал Сергей ХАЧАТУРОВ







Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования