Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 21.08.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Выставки

"Россия!" взяла Нью-Йорк
15 сентября 2005

16 сентября в Музее Соломона Р. Гуггенхайма открывается выставка "Россия!", на которой будет впервые представлена панорама русского искусства, затрагивающая все периоды его истории, от иконописи до современного искусства. // полностью...









Россию прокатили по Испании

Николай Молок
Известия.РУ

04.04.2006

Русское искусство продолжило завоевание мира: после прошлогодних мегавыставок в Нью-Йорке, Париже и Брюсселе весной 2006-го сразу четыре выставки открылись в Испании. Крупнейшие из них – "Россия!" в Музее Гуггенхайма в Бильбао и "Русский авангард" в Музее Тиссен-Борнемиса в Мадриде.

На этот раз Путина не было. Президент открывал выставки в Нью-Йорке и Брюсселе, а его супруга – в Париже. Но до Испании никто из них не доехал. Не было также ни одного представителя правительства, Госдумы, Минкультуры и Роскультуры. Вообще, казалось, что нашим чиновникам испанские гастроли русского искусства вроде как и не нужны.

Зато на вернисаж в Бильбао собралась баскская элита, за два дня до того с облегчением узнавшая о конце терроризма. Художник Сергей Бугаев-Африка убежден, что баскские сепаратисты пришли на монтаж выставки, вдохновились русскими иконами и, вообще, русской духовностью и, взволнованные, решили прекратить вооруженную борьбу. Возможно, этому содействовало и решение одного из русских сокураторов выставки снять из экспозиции две картины Авдея Тер-Оганьяна. На них изображены всякие кружочки и квадратики в духе Малевича, а также написаны абсурдистские слова о том, что "это произведение разжигает религиозную рознь" или "призывает к свержению существующего строя". На выставке остались лишь две другие – "произведение, созданное для получения эстетического удовольствия" и "произведение, склоняющее к потреблению наркотических средств или психотропных веществ". Художник, конечно, иронизирует, но в Стране басков такие шутки не проходят. "Здесь все серьезно", – прокомментировала вышеозначенный сокуратор свое решение.

Не обошлось без микроскандальчика и на мадридской выставке, в которую помимо классических работ русских авангардистов (например, одного из "Черных квадратов" Малевича) включены две картины "прото-авангардиста" Нико Пиросмани. Грузинская диаспора Мадрида устроила демонстрацию: на каком основании, спрашивали они, русская выставка представляет произведения грузинского художника?! Местные кураторы отделались легким испугом – они предъявили каталог, где четко написано о грузинском происхождении Пиросмани.

"Россия!" в Бильбао, подобно ее первой версии в Нью-Йорке, построена как выставка шедевров – от икон до современного искусства. Третьяковская галерея, давшая в Нью-Йорк несколько десятков своих хитов, не дала их в Бильбао, так как готовится к собственному юбилею. Утрату компенсировал Русский музей. Но, увы, приходится признать, что собрание классической русской живописи в Русском музее гораздо слабее, чем в Третьяковке. Да и современное русское искусство, хотя и показанное гораздо шире, не очень впечатлило: не одна, а две работы Олега Кулика, не одна, а два десятка скульптурок Гриши Брускина, но картину Ильи Кабакова – самого знаменитого из наших современных художников – непочтительно засунули куда-то в угол.

Другое дело – "Русский авангард" в Мадриде. В отличие от Бильбао, выставку делали испанские кураторы, которые отнеслись к проекту со всей ответственностью. Они не просто выстроили историю русского авангарда – от того же Пиросмани, через раннего Малевича, к абстракции Кандинского, аналитике Филонова, супрематизму Малевича и конструктивизму Татлина (не забыв экспрессионизм Шагала), но и открыли немало произведений, которые не показывались прежде даже в России. Все знают про агитационный фарфор, но расписные подносы той же агитационной тематики – это настоящее откровение "Русского авангарда". Все знают "Окна РОСТа" Маяковского, но другие плакаты, призывающие к здоровому быту и здоровому отдыху на курорте, совсем не известны.

Итак, российское искусство делает семимильные шаги по миру. На очереди – Германия и Китай.

Николай Молок, Бильбао – Мадрид






Материалы по теме:

16.09.2005 RUSSIA!



Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования