Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 19.10.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Параллельные миры

"Россия 2" открывается
14 января 2005

18 января в Центральном доме художника открылась выставка Галереи Марата Гельмана "Россия 2", дав старт одноименному масштабному проекту, цель которого – создать культурную систему, параллельную официозной, собрав творческих людей на рабочей художественной площадке, находящейся в свободном доступе. Проект объединяет литературные, художественные, акционистские и другие инициативы в форматах интернет-портала, выставки, литературных сборников, встреч, перформансов. // полностью...









Шоу-бизнес для России-2

Максим Кононенко
Журнал-каталог "России 2" // Потребление и развлечения

09.02.2005

В то время как федеральные министры обсуждают на заседании правительства программу "Аншлаг" и книгу "Убить мента", люди несколько более широкого кругозора размышляют над концепцией России-2 – своего рода параллельной реальности, лишенной общеизвестных атрибутов того мира, в котором живут вышеозначенные федеральные министры. В России-2 нет передачи "Аншлаг" и книги "Убить мента". Но есть ли в России-2 что-нибудь вместо передачи "Аншлаг" и книги "Убить мента"? Есть ли в России-2 вообще место массовой культуре? Вопрос, конечно, интересный.

Если попытаться оценить существующий в рамках России-1 шоу-бизнес с точки зрения его соответствия основным концепциям России-2, то картина нарисуется грустная. Вот, например, Борис Моисеев. С одной стороны, он вроде бы относится к России-2, поскольку воплощает в себе всего две важные будущностные функции: он гомосексуалист (а в будущем различие между полами несомненно сотрется) и он противен церкви (что является важным свойством России-2). Но в то же время Борис Моисеев существует только в реальности России-1, где он удачно спозиционирован годами упорного эпатажа и соседства с самыми значимыми русскими поп-звездами XX века. Лиши Бориса этой поддержки – и он исчезнет. И так с любым актуальным в России-1 артистом – поп-звезда существует только в условиях массированной информационной поддержки, а Россия-2 вряд ли станет оказывать такую поддержку героям Первого канал и Русского радио. Таким образом, вряд ли актуализированная в России-1 звезда сможет каким-то образом достичь такой же актуализации в России-2 – одновременное присутствие в двух реальностях невозможно, можно только перейти из одной реальности в другую. Например, можно вступить в конфликт с информационными провайдерами и на обличительной волне въехать в андеграунд – правда, представить себе Катю Лель в андеграунде все равно очень и очень непросто.

Поняв, что в России-1 нельзя найти поп-героев, годных для России-2, обратимся свое внимание на тех, кого по Первому каналу не показывают и по Русскому (или Нашему) Радио не крутят. К тому, что принято называть "андеграундом". Устроен андеграунд весьма своеобразно. Большую часть его составляют бесталанные неудачники, которые свою неспособность сочинить более-менее интересную мелодию и написать внятный текст маскируют словосочетанием "некоммерческая музыка". Обычно вся эта "некоммерческая музыка" является плохой калькой с того или иного замшелого артиста. Поскольку Россия-2 ориентирована на будущее, искать что-то свежее в горах музыкального мусора московской клубной культуры лучше не стоит. Между тем существует музыка пограничная – очень качественно сделанная, талантливо сочиненная. И даже когда такая музыка попадает в медиа-машину России-1, она не утрачивает своих уникальных свойств. Например, таковой была группа "Тату" в то время, пока ее еще продюсировал Иван Шаповалов. Такой сейчас является музыкальный проект Шаповалова NATO. Такова же его подопечная Хеля. Шаповалов – человек странный и для сотрудничества малопригодный, но невозможно отрицать того, что это на сегодняшний день единственный нацеленный в будущее российский продюсер. Человек, для которого все великое музыкального наследия большого советского стиля просто не существует. Безусловно, продукция Шаповалова – принадлежность России-2.

Другим ярким примером поп-музыки России-2 является творчество питерского композитора Алексея Вишни. Его проект "Полит.техно", представляющий собой миксы высказываний знаменитых людей (политиков, телезвезд, артистов) с современной электронной музыкой стал основой целого жанра, в котором теперь работает множество артистов.

Можно было бы отнести к России-2 и светлой памяти группу ППК, сумевшую с помощью интернет-раскрутки попасть с национальный британский чарт. Вообще стоит отметить, что обе русские группы, попадавшие в этот самый динамичный в мире хит-парад, породил не официальный шоу-бизнес. И если были ППК и "Тату" – то возможны и другие примеры. Где искать такую музыку? Радио тут не поможет. Нужны альтернативные системы дистрибуции, которые, естественно, появятся в интернете. Уже появляются – например, сервис RealMusic (http://www.realmusic.ru), на котором размещают свои произведения самодеятельные авторы со всей страны. Таков питерский проект "Специальное радио", который предоставляет своим пользователям пятнадцать (!) независимых каналов круглосуточной трансляции самой разной музыки, от самой традиционной до самой прогрессивной.

Возникновение параллельного шоу-бизнеса – вопрос лишь времени, поскольку процесс уже начался. Причины этого процесса – монополизация музыкального рынка России, осуществленная Русской медиагруппой и Первым каналом. Главное отличие шоу-бизнеса России-1 от шоу-бизнеса России-2 состоит в субъекте выбора – если в России-1 музыку для публики выбирают несколько человек (программные и музыкальные директора), то в России-2 первоначального отбора вовсе нет. Выбирает сама публика. Это значительно увеличивает количество музыкального мусора, но вместе с тем увеличивает и конкуренцию. Лично у меня нет никаких сомнений, что через 5 лет российская музыка будет котироваться в Европе не меньше английской или итальянской. Но это будет музыка, происходящая из России-2. Границы артистов России-1 соответствуют границам бывшего СССР. За их пределами они никому не нужны.






Материалы по теме:

14.02.2005 Терарт?



Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования