"Россия 2" открывается

Россия как галерея Гельмана


"Россия 2"

28 января – 13 февраля

Центральный дом художника

тел. 238 96 34, Крымский Вал, 10, м. Октябрьская, Парк культуры

Проект носит титул "художественного", но художественный он только на первых порах. Уже ближайшие цели "России 2" – "зафиксировать существование в географических границах РФ другой России: более демократичной, интернациональной, критичной, отстаивающей право творческой личности на высказывание", "динамичной, не ограниченной в списке ценностей патриотизмом и духовностью", – специального отношения к изобразительному искусству, как видим, не имеют. На сайте проекта и в "Живом журнале" обсуждается будущее "России 2", однако про искусство, про выставку практически ничего. Бывший галерист с политическими амбициями, потом политтехнолог, а ныне снова галерист с амбициями, Гельман объявляет о намерении "конструировать параллельный дискурс, который может воплотиться как в арт-проекты, так и в социальные практики", – и, надо думать, речь именно о социальных практиках, не о чем-то ином. Речь об альтернативе путинской России, России 1, Гельману несимпатичной; не ему одному – в застывающем обществе, тотально патронируемом государством, можно собрать внушительную оппозицию... Есть такой штамп – "все прогрессивное человечество". В перспективе "Россия 2" – это все прогрессивное человечество; художники галереи Гельмана просто вписаны первыми. Авангардисты.

Из большой политики Марат Гельман как бы ушел, но моделировать ее хоть в масштабах своей галереи не отказался: невозбрано. Россия как галерея Гельмана – звучит комично, но только для постороннего уха. А художники, постоянно сотрудничающие с Гельманом, надо думать, уже привыкли. Ubi patria, ibi Gelman – это уже как-то само собой. Использовать непроизвольные сокращения художественной мышцы с политической корыстью грешно, это как детский труд, – но гражданственный смысл затеи Гельмана выше этого. Экспозиция в ЦДХ будет поделена. Разделы – "Утопия", "Рефлексия", "Игнорирование" – суть стратегии поведения России 2 в России 1, разработанной Гельманом; галерист тут воспользовался опытом неофициального искусства 70-80-х, разрешившего, кажется, все вопросы существования художника в андеграунде. Многие участники "России 2", опытные нонконформисты, эти вопросы решали некогда самостоятельно, вырабатывая стратегии на собственной шкуре, – но на выставке Гельмана не обсуждается их приоритет, не время сейчас, ох, не время. В "Утопии" заняты романтический Кошляков и метафизический Бродский; в "Игнорировании" – пассеистичный Гутов и отрешенный Алимпиев; вездесущий Кулик, сиятельные Виноградов с Дубосарским, гротескные "Синие носы" и "Синий суп" – у Гельмана отличные авторы, зритель ничего не потеряет, если проигнорирует политический контекст и займется чистой рефлексией. Это можно. Кому митинг, а кому – случай потереться в толпе и пошарить по карманам.



полный адрес материала : http://www.gif.ru/themes/culture/russia-2/russ/


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования