Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 18.07.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Параллельные миры

"Россия 2" открывается
14 января 2005

18 января в Центральном доме художника открылась выставка Галереи Марата Гельмана "Россия 2", дав старт одноименному масштабному проекту, цель которого – создать культурную систему, параллельную официозной, собрав творческих людей на рабочей художественной площадке, находящейся в свободном доступе. Проект объединяет литературные, художественные, акционистские и другие инициативы в форматах интернет-портала, выставки, литературных сборников, встреч, перформансов. // полностью...









Александр Шабуров: Я бы делал биеннале социально-политического искусства

Александр Шабуров, художник
Россия в преддверии биеннале // Журнал-каталог "России 2"

23.01.2005

Когда я узнал, что кураторами московской биеннале стали Бакштейн и Мизиано, то близоруко ожидал, что нам с Мизиным здесь ничего не светит.

Не может такого быть, без вас никак не обойдутся, говорила мне, например, Оля Лопухова. А я отвечал: всё прямо наоборот! У обоих кураторов давным- давно сформированы свои иерархии идей и художников, у одного в 1980-е, у другого – в 1970-е гг., они всё это богатство бережно сохраняли в своём сердце, и вот, наконец, получили шанс былые представления реализовать.

Оттого меня нисколько не удивляли неоднократные переносы биеннале. Я даже зауважал И. Бакштейна, который в какой-то момент смирился-таки с изменившейся художественной реальностью и взвалил весь груз ответственности на себя. К Московской биеннале (как ко всем прочим биеннале) можно будет предъявить множество претензий. Но теперь нам хотя бы понятно, кому их предъявлять.

С другой стороны, я понимаю сомнения В. Мизиано (изложенные, например, в интервью калининградскому журналу "pH"). Идея биеннале требует переосмысления. Ведь многочисленные биеннале современного искусства служили знаками стремления к модернизации в самых древних деревнях (в Венеции или в каком-нибудь Цетинье). А как верно заметил А. Осмоловский: "В постсоветской России в результате распада социалистической тотальности и фрустрирующего столкновения с хаотичной социальностью капиталистических отношений возник дефицит модернизационного усилия".

"Современные" художники – это своего рода брошенные дети (так же как террористы-сепаратисты, например), атавизмы Холодной войны. Тогда они чувствовали свою значимость как инструменты в борьбе идей, а теперь предоставлены сами себе. О чём-то таком была недавняя кураторская выставка Андрея Ерофеева "Смотровая площадка" – как художники-одиночки заново придумывают для себя смысл своего художества, собственные системы координат и творческие программы.

Раньше всё было понятно. Советская интеллигенция сигнализировала Западу: мы свои, буржуинские! Художники адресовали творения абстрактному интернациональному контексту, творили в формах, подсмотренных в западных журналах (точнее, наоборот, это они у нас всё подсмотрели). Но вот железный занавес рухнул, и лет через пять взгляды следующего поколения творцов стали реалистичней. Оказалось: и у них не всё так однозначно хорошо, и у нас не всё так однозначно плохо. Ну а раз там свободных мест нет, более адекватный язык нужен.

Выдерживающий конкуренцию терактов в прямом эфире, жёлтой прессы, клипов MTV и программы "Аншлаг!" Чтоб твой "месседж" был сообщением, а не пшиком себе под нос.

Это давно очевидно, однако ситуация эволюционирует очень медленно. Современное искусство поныне не стало у нас публичным, популярным и понятным широким массам. Узок круг адресатов. Если раньше потребителями его были немногочисленный дипкорпус и "искусствоведы в штатском", то сейчас это – сами галерейщики, критики и человек 8 коллекционеров, выставляющихся в предбаннике "Арт-Москвы".

Поэтому вольная или невольная экспозиционная метафора первой Московской биеннале – выкинули Музей Ленина на помойку и в его руинах выставили пригоршню мелкобуржуазных невнятностей – выглядит устарелой. Это было бы уместно в Перестройку. А сейчас интересней было, если бы участвующие в биеннале художники восстановили Музей Ленина в его стенах.

Если же говорить более серьёзно, то целью Московской биеннале должна быть формулировка новой программы для отечественного современного искусства и популяризация соответствующих ей лучших мировых образцов. Видимо, до этого пока не дозрели.

Чтобы сделать биеннале отличным от других, организаторы объявили его молодежным (И. М. Бакштейну это близко, так как он долгие годы воспитывал на чердаке гомункулюсов). По мне так, это всего лишь формальное отличие. Я бы делал биеннале социально-политического искусства. Такого, как во времена "передвижников" и критических реалистов. Как во времена Родченко и Маяковского. Искусства – повторюсь – публичного, понятного и популистского! Проблемами взаимоотношений чуть более серых и чуть менее серых пятнышек пусть занимаются в начальных художественных школах и на дизайнерских выставках (например, обоев).

Когда я говорил: теперь ясно, с кого спрашивать, и про невнятность возможных проектов, то не имел ввиду, что первый блин обязательно будет комом. Результат любых масштабных групповых проектов очевиден – хотелось, как лучше, а получилось, как всегда. Очевидно, что любая кураторская идея уйдёт в песок. Даже в Венеции – 90 % понятно чего, но если есть 2-3 хороших работы, значит биеннале удалась. Очевидно, что нельзя одним волевым усилием поднять реальную художественную ситуацию на новый качественный уровень. Но можно и нужно направить её к такому скачку, обозначив точные цели и приоритеты.

Последствия биеннале будут многообразны. Зашевелилась глубинка. Люда Бредихина рассказывала о поездке в Мурманск, повсюду её встречали с папками фотографий, все хотели видеть в ней столичного эмиссара, приехавшего отбирать работы. Усилится сегрегация среди художников. Я помню такие времена, когда художниками назывались все те, кто умел наливать и выпивать. Потом – те, кто писал статьи в ХЖ. Сейчас роль художника опять поменялась, надо чего-то делать уметь, привлекать бюджеты и успевать их осваивать... Доходит до анекдотичного: галереи переносят на 28 января все запланированные в ближайшие месяцы выставки. Художники печатают к биеннале каталоги. Новые проекты готовят и те, кто в ней участвует, и те, кто не участвует. Нас с Мизиным позвали в дюжину таких выставок. В том числе – на выставку художников, принципиально не желающих участвовать в Московской биеннале. Мы никому не отказываем, потому и это приглашение приняли с радостью.






Материалы по теме:

14.02.2005 Терарт?



Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования