"Россия 2" открывается

Откровения двух Г.


Два сверхамбициозных мероприятия московской политтусовки совпали: в один и тот же январский день и в один и тот же час два разных, но известных человека дали миру свое видение России: Егор Гайдар представил публике трактат "Долгое время. Россия в мире", Марат Гельман презентовал проект "Россия-2".

Фактически оба выступали мессиями. Гайдар обосновывал прошлым настоящее нашей страны, его труд -это Новый Завет либерализма, его "Капитал", а сам автор – русский Карл Маркс вместе Карлом Поппером. Ну а Гельман представил себя еще более крутым – он начал создавать новую Россию рядом с существующей, то есть он даже не пророк, а демиург. Итак, России явились два сверхчеловека со своими откровениями.

Гайдара знают все. Если вдруг кто-то не знает Гельмана, представлю. Галерист, то есть человек имеет галерею, где выставляются картины и прочие произведения в основном современного искусства во всем их своеобразии – инсталляции, перфомансы, видео-арт и т. д. Финансовый смысл этой деятельности – получение денег за каждый метр экспозиции. Гельман стал особо знаменит, когда вдруг предстал одним из главных политтехнологов страны, подельником Глеба Павловского по Фонду экономической политики. Марат, видимо, понял, что "делать" политиков более выгодное занятие, чем "делать художников". Первый известный проект: Гельман продвигал Кириенко в мэры Москвы. Лужкова свергнуть не удалось, зато злые языки утверждают, то после этого Марат стал очень небедным человеком.

Затем на время был прикомандирован к телевидению, поддерживая выборы "Единой России" и президента. Другой его подвиг – "Родина". Считается одним из авторов проекта создания блока и его триумфа на выборах в Государственную думу. Рогозин, правда, открещивается, но прочих свидетельских показаний больше. И наконец украинский проект – Гельман вернулся из Киева, где вместе с Глебом Павловским и прочими московскими "звездами" политтехнологии привел Россию к сокрушительному поражению, а заодно круто подставил российского президента. Итак, Гельман – это один из наиболее ярких представителей российской интеллигенции, успешно продающий свои мозги всякому, кто хорошо заплатит. Из нынешней либеральной интеллигенции продаются почти все, во всяком случае политтехнологи и журналисты даже и не скрывают этого. Но особенно успешных в собственной распродаже все-таки не любят.

Информация о тусовках была распространена среди либерального бомонда и он сделал выбор – практически все пришли на гайдаровское мероприятие: от Фазиля Искандера с Марком Розовским до Михаила Касьянова с Борисом Немцовым. Из ожидавшихся не было только Ельцина и его родственников. Остальные, уставшие от бесконечного отдыха, всяких куршавелей (очень похожим загаром выделялись Немцов и Хакамада), собрались как бы отпраздновать начало нового политического года. К Гельману же пришли только журналисты, хотя и в большом количестве. Конечно, с точки зрения представленного, у Гельмана было интереснее – картины, инсталляции, провокативные скульптурные композиции. Но обстановка и фуршет у Гайдара были много лучше.

Выступление Егора Тимуровича соратники приветствовали сочувственно. Все они получили по его книге. Этак долларов на 15 потянет каждый экземпляр. Тираж – 6000, все выкуплено Институтом переходного периода, то есть тем учреждением, которым и руководит Гайдар. Плюс фуршет, аренда отеля – еще тысяч 20 "зеленых". Итого, по самой скромной оценке мероприятие обошлось не менее чем 100 000 "зеленых". Среди присутствующих, конечно, был друг автора Чубайс, благословивший своего напарника по шокам. Может, он и профинансировал?

Нетрудно было заметить, что, по замыслу автора, книга "Долгое время" должна встать в один ряд с "Капиталом" Маркса. Издано шикарно: толстенный гроссбух, более 600 страниц, в прекрасном супере да еще в отменной сумочке-пакете. Красота. Рассматривая проблемы России, Гайдар анализирует весь ход мирового развития за тысячелетия, аж с неолита, то есть за последние 10 тысяч лет. Он пытается осмыслить место нашей страны в мировом социально-экономическом процессе, ее переход после краха социализма к рыночной экономике. В книге масса интересных фактов и экономических оценок, взятых из зарубежных изданий.

Мы, например, узнаем, что две тысячи лет назад, в год Рождества Христова, ВВП Китая на душу населения составлял 450 нынешних американских долларов. Познавателен анализ античности – греческих городов, источников нестабильности общественного устройства того времени. Немало места уделено истории с аграрных обществ и становлению капитализма в Европе, развитию Голландии и Англии. Весьма часто проводятся параллели с Китаем и Индией. Не осталось без внимания влияние монгольского ига на эволюцию социально-экономических институтов России. Вот так, в мировом масштабе Гайдар исследует особенности нашего российского экономического развития!

Отдельное место и это, честно говоря, удивляет, Гайдар уделяет Карлу Марксу и марксизму. Мережковский называл Петра I первым российским большевиком. Судя по этой книге, Егор Тимурович хочет остаться в истории не столько реформатором и шоковым терапевтом, а последним русским марксистом. Причем ни Ленин, ни Сталин для него не авторитеты. Только Маркс, которого он фактически ставит выше главных теоретических либералов Поппера и Хайека. Впрочем, может быть, дело в том, что Карл Маркс в отличие от своих российских учеников-большевиков отвергал государство? В советское время это доставляло массу неудобств, поскольку пропагандисты вопреки реальности и здравому смыслу доказывали гражданам особую "диалектику": прежде чем государство отомрет, оно должно, мол, усилиться.

Главная "фишка" книги – доказательство того, что Россия уже несколько веков отстает от передовых стран лет на 50-60 и положение это не меняется, несмотря ни на какие исторические обстоятельства. Тезис сам по себе противоречивый, поскольку роль социализма в этом варианте становится незаметной – какая разница: была революция или не была, поскольку дистанция, оказывается, остается все время одинаковой? "Так, приводится такая оценка отношения ВВП России на душу населения к аналогичным показателям:

Великобритании в 1870 – 0, 32,

США в 1913-0, 28, в 1950 – 0, 30, в 1990 – 0, 34, в 2002 – 0, 23.

Из этого следует, что на самом деле у нас все идет правильно, всегда мы производили где-то треть от развитых стран, то есть жили всего в три раза хуже, чем народы самых продвинутых государств. Так будет, мол, и дальше. Сейчас, правда, уже дошли до одной пятой. А чтобы чуть прибавить, надо спокойно следовать в фарватере за Западом, используя преимущества "догоняющего развития", когда уже известны основные ошибки "передовиков". Вот такая главная мудрость сей в целом, содержащей большое количество любопытной цифири и цитат, книги.

Пикантность акции Гельмана заключается в том, что он только что закончил работу, обслуживая Кремль, и тут же начинает делать нечто противоположное. Вот начало его манифеста: "В России стало скучно и неинтересно. Про Россию стало все понятно..."

Гельману не нравится нынешняя страна, хотя он сделал столько для становления нынешнего режима! Но вывод он делает довольно оригинальный: встроиться во власть невозможно, бороться с системой бессмысленно, уйти в андеграунд – некомфортно и непродуктивно. И Гельман предлагает строить "параллельную" Россию – Россию-2: "И в тот день, когда Россия рухнет – по той причине, что любая система рано или поздно ржавеет и рушится, освободившееся место займет сформировавшаяся и окрепшая Россия-2". Создавать ее, по мнению Гельмана, уже начинают художники и артисты. Вот так Гельман представил свой новый проект.

Для человека трезво мыслящего все это может показаться амбициозной чушью: оригинальный пиар и ничего больше. Пусть и так. Тем не менее проект уже представлен в пяти залах ЦДХ. В принципе для человека, привыкшего к современному искусству, ничего особенного. Брюссель знаменит фигуркой "Писающего мальчика", а здесь в первом зале под названием "Фонтан" представлены фигуры четырех мужиков, которые делают то же самое друг на друга, причем вода подведена и получается вполне натурально. Группа "Синие носы" представлена композицией "Ребята с нашего двора" – около десятка пацанов и все с лицом Путина. Авдей Тер-Оганьян, попавший в историю с антирелигиозной выставкой в центре Сахарова, демонстрирует цикл абстрактных полотен, где либо некий орнамент, либо иные бесфигурные композиции с издевательскими надписями: "Это работа направлена на разжигание религиозной вражды", "Эта произведение призывает к образованию вооруженных бандформирований", и т. д. Программа проекта включает также выступление мастеров Товарищества "Осумашедшевые Безумцы", перформанс Дмитрия Пригова с Сергеем Летовым, поэтические чтения скандально известной Алины Витухновской, гитарный фестиваль и т. п. Ясно, что скучно от этих, мягко говоря, нестандартных личностей не будет. Но при чем здесь Россия?

Средства массовой информации заметили и отметили проект Гельмана. Заговорили о новом возрождении соцарта, о политизации искусства. Всерьез, как социальный проект никто инициативу галериста не воспринял. По сути Гельман сам себе да и Гайдару тоже вынес приговор в своем интернетовском обращении: "Больше всего расстраивает абсолютная клиническая беспомощность тех, кого было принято считать интеллектуальной элитой нации".



полный адрес материала : http://www.gif.ru/themes/culture/russia-2/revelations/


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования