Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 19.10.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Параллельные миры

"Россия 2" открывается
14 января 2005

18 января в Центральном доме художника открылась выставка Галереи Марата Гельмана "Россия 2", дав старт одноименному масштабному проекту, цель которого – создать культурную систему, параллельную официозной, собрав творческих людей на рабочей художественной площадке, находящейся в свободном доступе. Проект объединяет литературные, художественные, акционистские и другие инициативы в форматах интернет-портала, выставки, литературных сборников, встреч, перформансов. // полностью...









Россия-2, а третьей не бывать

Марина Колдобская
Новое время (Москва)

28.01.2005

Примесь коммерции в искусстве,
И примесь искусства в коммерции.
Венедикт Ерофеев

Есть салон свадебной моды "Невеста плюс". Это диковатое название вспомнилось мне на выставке "Россия – 2", организованной известной московской галереей Марата Гельмана. До недавнего времени Гельман совмещал занятия гапериста с трудом политтехнолога, но последние события, особенно украинские, убедили его пока переключиться на искусство.

К этому человеку мало кто относится спокойно, – некоторые восхищаются его политической и артистической ловкостью, некоторые остро ненавидят и за то, и за другое. Большая часть российской богемы в ужасе зажмуривается, чтобы не видеть политических подвигов любимого гапериста, зато широко открывает глаза, когда начинаются артпроекты.

Вот и сейчас – на вернисаже в московском ЦДХ был аншлаг, шум и тарарам, пресса, телевидение и все-все-все. Фирменный прием Гельмана – скандал в сочетании с мироустроительным пафосом. Это действует: к скандалам все давно привыкли, обустраивать Россию тоже, но в одном флаконе это мало у кого получается.

Идея проекта проста: путинская Россия (Россия-1) разочаровала. Она нас не устраивает. В ней для интеллигентного человека нет достойного места. Если еще лет пять тому назад общество уважало журналиста, артиста, художника, ученого, прислушивалось к их словам – то сегодня на плаву остались только генерал, чиновник, чекист. Что делать? Встраиваться в эту систему? Противно, да и не очень-то зовут, а позовут, и пойдешь – себя потеряешь. Эмигрировать? Очень большие потери, и житейские, и человеческие. Да и кому мы там нужны? Остается игнорировать. Жить себе своей жизнью, благо ее пока не отнимают, и даст Бог, мы путинский режим переживем. Картинки рисовать будем, книжки писать, в клубах музыку слушать, семью любить, с друзьями дружить... В общем, хранить если не белые одежды (где уж там), то хотя бы неповрежденные извилины. Вот эта "своя жизнь" и есть Россия-2.

Возникает, конечно, резонный вопрос: а если и до этой "другой жизни" власти доберутся? Ну, будем оптимистами, властям пока не до того, у нас еще есть время, надо стараться, чтобы Россия-2 становилась все больше.

Нетрудно заметить, что перед нами традиционная житейская формула советской интеллигенции – прослойки, воспитанной с амбициями управлять, но от управления отстраненной. Что естественно – режим вернулся на круги своя, и прослойка туда же. Формула слегка модернизирована и оптимизирована – не то чтобы рецепт стал лучше сам по себе, просто климат помягче: выставки пока не запрещают, Интернет работает, книжки и журналы печатают. Кстати, каталог "России-2" имеет вид именно журнала, где рассуждения интеллектуалов – не только художников, но и писателей, философов и даже ученых, – пожалуй, важнее представленных произведений.

Что касается собственно выставки – она удалась, не только в смысле рекламы, но даже и искусства.

Есть работы смешные. Авдей Тер-Оганян, тот самый, что когда-то рубил в Манеже иконы, за что поплатился эмиграцией, выставил серию картин, где абстрактное изображение (например, зеленые круги с черными крестами) сопровождается комментарием типа: "Эта работа направлена на разжигание религиозной вражды". Или замысловатая пестрая спираль с комментарием: "Эта работа побуждает несовершеннолетних к совершению развратных действий". Или розовый квадрат с двумя черными точками, как пятачок: "Эта работа направлена на оскорбление лично патриарха Алексия II". И т.п. В общем, проект довольно четко отображает паранойяльный обывательский страх перед непонятным и подозрительным современным искусством.

Есть работы противные: натуралистическая многофигурная скульптура Василия Цаголова изображает сцену "опускания" – трое насильников мочатся на стоящего на коленях человека.

Есть произведения патетические: Гор Чахал выставил компьютерную версию Голгофы, где тела распятых горят, как раскаленные угли (от страсти, надо полагать).

Есть интригующие технические кунштюки: "Жевательная грязь" Аристарха Чернышева преобразует телевизионное изображение в противную зеленую жвачку, которую на видеопроекции перемалывают гигантские губы.

Есть даже трогательные: "Мой район" Петра Белого – макеты хрущоб, удачно склеенные из убогих советских слайдов в картонных рамочках и подсвеченные убогими лампочками.

Все это выглядит помпезно, весьма профессионально и очень недешево. Если судить по выставке, Россия-2 процветает. Вопрос только – сможет ли она процветать отдельно от России N 1?

***

К скандалам все давно привыкли, обустраивать Россию тоже, но в одном флаконе это мало у кого получается






Материалы по теме:

14.02.2005 Терарт?



Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования