Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 20.11.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Параллельные миры

"Россия 2" открывается
14 января 2005

18 января в Центральном доме художника открылась выставка Галереи Марата Гельмана "Россия 2", дав старт одноименному масштабному проекту, цель которого – создать культурную систему, параллельную официозной, собрав творческих людей на рабочей художественной площадке, находящейся в свободном доступе. Проект объединяет литературные, художественные, акционистские и другие инициативы в форматах интернет-портала, выставки, литературных сборников, встреч, перформансов. // полностью...









Чужой славы не надо

Марат Гельман
Московские новости

04.02.2005

В принципе к недоброжелателям я отношусь хорошо. Например, образ успешного галериста мне сделали те, кто не хотел видеть в новом искусстве, которое я выставлял, художественное явление. Они говорили: художники плохи, а Гельман – гений, так умело их проталкивает. Потом к художникам пришла мировая известность, где уж я вряд ли мог как-то смафиозничать, но образ остался.

В общем-то опубликованная в N 3 "МН" за 2005 год статья "Кремлевский прожектер" – это не первая недобросовестная публикация по моему поводу. В газете "Завтра" писали, к примеру, что я резидент английской разведки и разрушаю на символическом уровне Российское государство. Но Проханов не приходил ко мне в кабинет, не вел долгих задушевных разговоров, играя в шпионы. В конце концов я не тратил на него свое время.

Автор статьи в "МН" мог бы спросить, являлись ли моими проекты "Голосуй или проиграешь" и выборы Виктора Януковича на пост президента Украины. Я бы ответил, что не имею к ним никакого отношения. Я хорошо знаю людей, которые создавали эти проекты, и чужой славы мне не надо. Впрочем, видимо, я родился под счастливой звездой, так как мне даже обман на пользу идет. Так, например, галеристом я стал в результате трех обманов.

Первый: в 1988 году от скуки я организовал свою первую выставку "авангардистов" – так тогда называли все, что не официоз, – в Кишиневе. Странно, но выставка была очень успешна. 7 работ купили музеи, остальное – неизвестно откуда взявшиеся в Кишиневе коллекционеры. Когда я приехал в Москву раздавать деньги, один художник (имени не назову), которого я боготворил, сказал: "Переезжай в Москву, будешь моим менеджером. Я все устрою". Я попрощался со всеми и приехал. Это был первый обман. Ничего он не устроил, через месяц эмигрировал, а мне было настолько стыдно возвращаться в Кишинев, что я остался. В конце концов стал заниматься автоматизацией телефонных сетей, организовал свою первую компанию. Когда появились деньги, я начал собирать искусство. Нашел искусствоведа, которая гарантировала качество коллекции, и мы с ней посещали мастерские. Примерно в каждой пятой она мне говорила – это культурное достояние, и я покупал. В одной из мастерских я наткнулся на справочник Союза художников и увидел там 80 000 тысяч членов. И это при том, что я понимал: историческую ценность может иметь максимум тридцать. Я испугался, сказал искусствоведу, что уезжаю, и засел в библиотеке. Ни один из тех, кого она мне советовала, нигде не упоминался. Это был второй обман, после которого я всерьез стал изучать искусство. Слушал всех, слушался только себя.

После моей первой действительно успешной выставки "Южнорусская волна", где я показывал в основном украинцев, которых начал коллекционировать, уже доверяясь своему представлению (Савадов и Сенченко, Голосий, Ройтбурд, Гнилицкий, Цаголов, Хоровский и т.д.), ко мне приехал Бажанов и предложил открыть галерею. Я говорю: "Но ведь никто не покупает". На что он пообещал, что, мол, твое дело – все организовать, а уж клиентов я тебе нагоню. Бажанов тогда был фантастический авторитет. Я поверил. Это был третий обман. Бажанов ни одного клиента не привел, пришлось выкручиваться самому.

Что же касается выставки "Россия-2", то на ней представлены работы лучших художников России, и она не только по моему мнению очень хороша и является частью Московской биеннале. А название – апелляция к положению художника в путинской России. Современная культура не встраивается во властную вертикаль, талантливый и известный художник будет всегда важнее министра культуры, человеческие отношения – ценнее, чем патриотический пафос. Для власти же искусство существует только в виде концерта после съезда или памятника политическому деятелю, а значит, отчуждение творческого человека от такой власти неизбежно. Проект "Россия-2" – это предъявление требования для расширения жизненного пространства для творчества, а не попытка бороться или сотрудничать с кем бы то ни было. В ближайшее время мы создадим федерацию продюсеров в области культуры, а уж, конечно, не бессмысленную партию.






Материалы по теме:

14.02.2005 Терарт?



Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования