Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 18.11.2018

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Параллельные миры

"Россия 2" открывается
14 января 2005

18 января в Центральном доме художника открылась выставка Галереи Марата Гельмана "Россия 2", дав старт одноименному масштабному проекту, цель которого – создать культурную систему, параллельную официозной, собрав творческих людей на рабочей художественной площадке, находящейся в свободном доступе. Проект объединяет литературные, художественные, акционистские и другие инициативы в форматах интернет-портала, выставки, литературных сборников, встреч, перформансов. // полностью...









Марат Гельман о "России 2"

Марат Гельман
Журнал-каталог "России 2"

19.01.2005

Исходная ситуация

В сегодняшней России завершается формирование общества, которое может быть условно названо "Россией 1" или путинской Россией. Вот его некоторые характерные черты:

- управляемая демократия (рудиментарные инструменты демократии – Государственная дума, Совет Федерации, суды, местная власть – только воспроизводят процедуру);

- любовь к действующему президенту (доминирование в СМИ и практически полное отсутствие критики в его адрес; его рейтинг неизменно высок вне зависимости от реальной ситуации в стране);

- патриотический пафос и поиски внутреннего врага (оппоненты нынешней власти как иностранные наймиты, гражданское общество как "пятая колонна"; "заговоры олигархов", имперская риторика);

- культ прошлого (вместо будущего политические элиты предлагают свои варианты прошлого – кто-то монархический, кто-то сталинистский, брежневский, горбачевский, проектирование будущего сводится к выбору между чилийским и китайским вариантами, либо ограничено 1 годом);

- приближение церкви к государству (государственная власть делает ставку на церковь как на инструмент народного объединения; в школе преподаются основы православия; церкви бесплатно передаются земли; некоторые церковные праздники становятся нерабочими днями);

- резкое понижение статуса творческой, художественной и научной деятельности (место искусства сводится к праздничному концерту после партийного съезда; статус ученого и художника очень низок); фаворитизм ("комплекс Медичи" у Лужкова); упразднение Министерства культуры как самостоятельной институции и превращение Федерального агентства по культуре и кинематографии (в бухгалтерию без культурной политики); художников судят за выставки, писателей – за художественную литературу.

Искусство возможного

При этом наше прошлое, как давнее – советское, так и недавнее – ельцинская эпоха, оставило многочисленный класс пассионария, людей творческих, ищущих самореализации. Понятно, чтоэто касается не только людей искусства, но и журналистов, политиков, малый бизнес. Очевидно, что в нынешней ситуации для них вероятны 3 стратегии поведения: пытаться встроиться в систему (что при ближайшем рассмотрении оказывается невозможно в силу ее кастовости, но главное в силу того, что в путинской Росии быстрые карьеры невозможны, политический класс гораздо меньше численно); бороться с властью (неадекватный путь, поскольку современная Россия устраивает большинство населения, а любое противодействие этой системе всего лишь сильнее сплотит ее. Очевидно, что такая жесткая вертикаль не может существовать долго, но разрушение ее будет внутренним процессом) или уйти ("уйти в сторожа" или эмигрировать), однако любой уход для пассионария связан с большими потерями. Так, подпольный художник не сможет участвовать в выставке, писатель – издать свою книгу, музыкант не даст концерт. Становится очевидно, что три перечисленные стратегии неперспективны: развиваться в данной системе крайне сложно, а жизнь вне системы чревата лишениями и ограничениями.

Существует единственный позитивный подход: создание параллельной культурной системы. Для творческого выживания требуется платформа, поддерживающая разнообразие свободных художественных позиций. "Россия 2" и есть попытка выстроить такую платформу. Платформу, в которой роль политики будет принципиально ниже, а роль культуры, искусства, частной жизни, дружбы, профессии – выше.

"Россия 2" и "Россия 1"


"Россия 2" существует в географических границах РФ, но более демократична, интернациональна, настроена на исследование пограничных тем и не замкнута в рамках официально допустимого. Она занята обычной для художника работой – проектированием будущего, независимого от "здесь и сейчас". В свою очередь, цель художественного проекта "Россия 2" – найти нужную частоту и собрать на ней (в разных форматах – интернет-портала, выставки, литературного сборника, встреч, перформансов) проявления этой другой России.

В новой культурной системе не может быть единого художественного стиля или жанра, но можно определить три главных подхода, – на их основе и выстроена выставка "Россия 2":
- проектирование
- рефлексия
- иное

Проектирование. Для творческого человека абсолютно понятно то, что называется подспудной работой: прежде чем ездить по стране с гастролями, надо год репетировать, прежде чем опубликовать роман, его надо написать. Эти действия не требуют мгновенной социализации и принесут эффект в некотором будущем. Таким образом, в России 2 проектирование – это работа над тем, что может пригодиться, быть эффективным в некоторой отдаленной перспективе. В политической и экономической плоскости – это содержательная работа над построением альтернативы. Мы говорим, что главная ошибка наших оппозиционеров в том, что они думают, будто выстраивание альтернативы и борьба с режимом это одно и то же.

Рефлексия - как деконструкция и критический взгляд на "Россию 1". Здесь важна отстраненность взглядов. Не призывы участвовать, бороться, а научный или эстетический анализ происходящего, как если бы мы анализировали происходящее во Франции или Америке.

Иное. Речь идет о повышении статуса тех ипостасей человека, которые в сегодняшней повестке дня считаются незначительными: профессия, семья, дружба; то, что в брежневские времена называлось мелкотенью, для России 2 важнее, чем государство, правые, левые, президент.

При всей отчужденности "России 2" от "России 1", она не является оппозиционной или диссидентской и существует без приставок не-, контр-, андер-, анти-: она просто держит дистанцию. Это симметричный ответ на герметичность "России 1".

При этом параллельное существование "России 2" не означает ее аутизма. В свое время нон-конформисты не могли и не стремились иметь точки пересечения с официальными структурами: не состояли в Союзах художников, не выставлялись официально, не выходили на широкую публику. Сейчас нет необходимости в намеренной изоляции. Новые технологии, новые формы произведений и средства их презентации, сложные системы коммуникации, наименее подконтрольный и максимально открытый из которых – интернет, гарантируют, что внутренняя полемика будет прорываться и сквозь "официальные" формы.

По мере выстраивания "информационной вертикали" будет обостряться потребность свободного высказывания. В этом смысле "Россия 2" может состояться как информационная площадка, опирающаяся на широкое медийное пространство, а не на отдельные СМИ. Другими словами, "Россия 2" – это не средство массовой информации, а постоянная рубрика во многих из них; это не конкретная галерея – это экспозиции в контексте многих музеев и выставок.

Разработки "России 2" могут воплотиться как в художественные проекты, так и в социальные практики: по мере сужения "картины мира" России 1 будет расти запрос на заполнение образующихся пустот. Важно, чтобы существовала среда, готовая сделать альтернативное предложение в то время, когда такое предложение окажется востребованным.






Материалы по теме:

14.02.2005 Терарт?



Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования