Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 8.12.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Параллельные миры

"Россия 2" открывается
14 января 2005

18 января в Центральном доме художника открылась выставка Галереи Марата Гельмана "Россия 2", дав старт одноименному масштабному проекту, цель которого – создать культурную систему, параллельную официозной, собрав творческих людей на рабочей художественной площадке, находящейся в свободном доступе. Проект объединяет литературные, художественные, акционистские и другие инициативы в форматах интернет-портала, выставки, литературных сборников, встреч, перформансов. // полностью...









Марат Гельман открыл глаза

Николай Молок
Известия

20.01.2005

Центральном доме художника открылась выставка "Россия 2" – новый социально-художественный проект политтехнолога и галериста Марата Гельмана. Выставка оставляет двойственное впечатление, но в любом случае радует своим масштабом и свежими работами. По замыслу Марата Гельмана, "Россия 2" (название проекта явно заимствовано из культовой некогда книги Владимира Паперного "Культура два") – это новый русский андеграунд. Практически новое русское диссидентство. Общественность, не очень довольная текущим моментом (жесткая вертикаль власти, цензура и прочие не совсем демократические ценности), может уйти в подполье и оттуда, из глубины, выражать свое возмущение. Но – в отличие от диссидентства 70 – 80-х – выражать так, чтобы услышали. В этом "услышали" и заключается противоречивость проекта "Россия 2". Альтернативная культура на то и альтернативная, что возникает как-то так спонтанно, а не по распоряжению партии и правительства. И услышать ее можно только по "вражьему голосу" или шепотом на кухне, а не по первому каналу центрального телевидения. А Марат Гельман, политтехнолог, решил ее организовать и направить в нужное русло. Что даже не неправильно, а неприятно.

Вместе с тем своим проектом Марат Гельман очень внятно отреагировал на новую российскую (и вообще мировую) реальность, основу которой составляет террористическая угроза, собственно, и вызвавшая те отклонения от демократических ценностей, которыми возмущены новые диссиденты из "России 2". Но, строго говоря, это уже никакая не "Россия 2", а самая настоящая "Россия 1". Так что и тут нестыковочка вышла: в военное время диссидентства не бывает.

Но Марат Гельман, кроме того что политтехнолог, еще и выдающийся галерист. Если рассматривать "Россию 2" не как провокационную политическую акцию, а как сугубо художественный проект, как собственно выставку, то можно сказать, что она удалась.

Великолепны работы звезд современного русского искусства, причем многие из них сделаны специально для выставки. "Мадонна с младенцами" Олега Кулика – автобусная остановка, на которой (там, где обычно реклама колготок) висит фото шахидки с минами на коленях. Огромная фотография группы "Синие носы" – симпатичный толстяк возлежит на диване в окружении бутылок, наклеек с Че Геварой и прочими атрибутами "левизны". "Революция продолжается" – так называется Серия картин Авдея Тер-Оганьяна: абстрактные фигуры, всякие кружочки и крестики и надписи внизу, вроде "Эта работа направлена на разжигание религиозной вражды". Фонтан "Блуждающая пуля" Василия Цаголова – трое вооруженных людей описывают несчастного, вероятно, заложника. И так далее. На этом фоне неожиданно свежо смотрятся и старые, вроде давно знакомые вещи. Например, гигантская картина Александра Виноградова и Владимира Дубосарского "Тройка". И действительно: куда несешься ты, матушка Русь?

К выставке издан даже не каталог, а целый журнал, сам по себе шедевр искусства (дизайн – Ostengruppe). В нем, как полагается, пафосные и гиперпафосные тексты разных авторов, например: "Главной угрозой для российского общества сейчас стала скука, превратившаяся в главный политический тренд на всех уровнях" или "Я призываю к тому, чтобы открыть глаза. Нужно, чтобы люди могли сознательно выбирать".

Марат Гельман, как всегда, делает все обстоятельно. И выставка "Россия 2" производит, как ни крути, очень сильное впечатление. Если опять же говорить о ней только как о художественном проекте, то это мощное и достойное вступление к 1-й Московской биеннале современного искусства, в рамках которой проект и осуществлен.






Материалы по теме:

14.02.2005 Терарт?



Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service






Хотите купить сувениры оптом, но не знаете, где это сделать в Москве? Компания «Art-East» к Вашим слугам!


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования