Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 20.10.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Параллельные миры

"Россия 2" открывается
14 января 2005

18 января в Центральном доме художника открылась выставка Галереи Марата Гельмана "Россия 2", дав старт одноименному масштабному проекту, цель которого – создать культурную систему, параллельную официозной, собрав творческих людей на рабочей художественной площадке, находящейся в свободном доступе. Проект объединяет литературные, художественные, акционистские и другие инициативы в форматах интернет-портала, выставки, литературных сборников, встреч, перформансов. // полностью...









"Россия 2" обретает форму

Вера Щербина
Arttoday.ru

21.01.2005

... пока что – форму выставки в Центральном Доме художника

В некотором смысле, "Россия 2" – скорее компиляция актуальных работ, нежели выдержанный в рамках одной идеи проект по созданию параллельной культуры. Создается впечатление, будто для выставки были собраны все работы тех или иных художников, а основной критирий – связь не только с проектируемой Россией, но и с Россией сегодняшней.

То, что посетителей встречала скульптура Кошлякова, изображающая нечто годзиллоподобное и окруженная смонтированными на компьютере плакатами "Исламский проект" группы "АЕС", было обманчивым впечатлением. Через некоторое время у ног динозавра прочно укрепился молодой человек, декларативно припоминавший "темное прошлое" руководителя проекта Марата Гельмана и монотонно призывавший едва ли не бойкотировать данное мероприятие. Что, несомненно, только подогревало интерес.

Так или иначе, большая часть участников "России 2" не смогла обойтись без ориентировки на исходную "Россию 1", на принятые ею образы и наиболее распространенные идеологические установки. В "России 2" точно также есть место трагической "Мадонне с младенцами" Олега Кулика – шахидке, сфотографированной в манере дорогой рекламы для глянцевого журнала или плаката. Не обошлось и без обезболивающего опиума для народа от Гора Чахала, скурпулезно перечисляющего имена бога, или объекта Марины Колдобской "Все, что тебе нужно". Без, как всегда, иронично хулиганских коллажей группы "Синие носы", на которых стоящим в эмоциональных позах людям в демократичных кроссовках, джинсах и разноцветных футболках дано одинаковое невозмутимое лицо действующего президента. Такая вот демократия a la russe.

Cюжет скульптурной композиции Василия Цаголова (серия "Блуждающая пуля") – прямая аллюзия на многочисленные бытописания ГУЛАГа в произведениях советских диссидентов. Возможно, именно поэтому цаголовские киллеры (как в прямом, так и в переносном смысле), отсылающие именно к прошлому "России 1" – это смутная, подернутая страдальческо-интеллигентским флером, но отчего-то неприятная ассоциация. Зато во второй представленной Цаголовым (заслужившим, кстати, условный приз народных симпатий) работе – вернее, двух картинах под общим названием "Служебный роман" нескромно засвидетельствована если не "вечная", то, по меньшей мере, сиюминутная подлинная страсть.

Если же рассматривать "Россию 2" как утопию в классическом, моровском понимании этого слова, то основным объектом внимания является Алексей Калима, живописец из города Грозного, который представил полотно "Чечня" – одно из многих готовящихся для грандиозного проекта-панно "Чечня – 2069". Если в сознании подавляющего большинства жителей "России 1" название родины художника стало синонимом войны и воплощением образа врага, то на холсте изображается поистине иной мир: искрящееся солнце, зеленые холмы. Радостная и мирная картина – хоть сейчас в детскую книжку, на суд самого взыскательного критика. Пожалуй, это – единственный проект, предлагающий именно выстраивание альтернативы, взгляд, отрешенный от реальности, происходящей в исходной России.

Такой же домашней и уютной отрешенностью веет от инсталляции Петра Белого "Мой микрорайон": макеты панельных пятиэтажных домов с редкими светящимися окнами; вместо стекол – цветные слайды. Тут же несколько высоток, легко узнаваемое здание школы – сколько таких типовых школ было построено на территории России, знают, наверное, только главные строители страны. Впрочем, под этим словосочетанием имеются в виду отнюдь не персонажи сатирическо-политических плакатов Гоши Острецова, обозначаемые аббревиатурой "НП", которая вкупе с их мятыми строгими костюмами и характерными скупыми жестами расшифровывается довольно несложно.

Однако работой Белого тема "маленького мира" не заканчивается. Очевидно, слишком велик соблазн: любой художник, творец-демиург рано или поздно создает свой мир, населяя его подвластными ему персонажами как, например, Максим Мамсиков – раскрашенными терракотовыми человечками, которые, в деталях подражая "большой" жизни, бездельничают в офисе, берут друг у друга интервью, выступают на митингах и размахивают руками в знак поддержки. Не забыта даже уборщица с нелепой розовой половой тряпкой, старательно намывающая пол. Занимательная игра в куклы с, казалось бы, скучным, "взрослым" сюжетом.

А, может, настоящая жизнь, внешне не зависящая поворотов политики, религиозных убеждений, социальных проблем, но на самом деле включающая в себя все вышеперечисленное – в путешествии, движении по географической плоскости? А конкретнее – по маршруту "Москва-Ленинград", в плацкартном вагоне поезда, где безмятежно дремлют персонажи, запечатленные на лайтбоксе Сергей Браткова.






Материалы по теме:

14.02.2005 Терарт?



Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования