Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 8.12.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Параллельные миры

"Россия 2" открывается
14 января 2005

18 января в Центральном доме художника открылась выставка Галереи Марата Гельмана "Россия 2", дав старт одноименному масштабному проекту, цель которого – создать культурную систему, параллельную официозной, собрав творческих людей на рабочей художественной площадке, находящейся в свободном доступе. Проект объединяет литературные, художественные, акционистские и другие инициативы в форматах интернет-портала, выставки, литературных сборников, встреч, перформансов. // полностью...









"Россия 2" – программа деконструкции?

Максим Шульц
artToday.ru

20.01.2005

Выставка "Россия 2" стала одной из самых ожидаемых в этом году. Она хорошо вписалась в контекст своеобразной подготовки к Первой Московской биеннале современного искусства, а благодаря своей грамотно выстроенной инфраструктуре создала впечатление организованности, насыщенности и даже некоторой устроенности столичной художественной жизни.

Впрочем, сама выставка "Россия 2" – лишь часть одноименного масштабного проекта галериста и политтехнолога Марата Гельмана; в процессе развертывания программы предполагается выстраивать альтернативную культурную систему, поддерживающую многообразие художественных позиций. То есть "Россия 2" – уход от политически перегруженной "России 1" (сегодняшней России), попытка максимального абстрагирования от внешнего давления власти. При этом, с одной стороны, указывается, что ""Россия 2" ни в коем случае не оппозиционный проект, тем более раз большинству населения страны "путинская Россия" нравится" (сайт России 2), но резкий критический пафос программных текстов (в частности, "Что такое "Россия 2?") весьма неоднозначно дает понять – "подгнило что-то в королевстве датском". Да и, в противном случае, зачем нужна "Россия 2", если в "оригинальном варианте" РФ чувствуешь себя превосходно?

Сама выставка построена организаторами в соответствии с тремя подходами: проектирование (подготовка художественного произведения; в плане политическом – выстраивание некой альтернативы), рефлексия (деконструкция существующей России) и иное (повышение статуса понятий "дружба", "семья", "профессия" etc.). Однако исходя из представленного на выставке в Центральном Доме художника превалирующим является именно элемент деконструкции. Не имея намерения разбирать выставку по принципу соответствия – не соотвествия заявленной программе, рассмотрим вкратце именно "критическое" – хотя бы просто потому, что именно этот аспект в любом случае стал самым заметным, и, в определенном смысле, – доминирующим.

Авдей Тер-Оганьян представил серию новых картин: верхняя часть холста – абстрактная композиция, внизу – текст, к примеру "эта работа направлена на разжигание религиозной вражды", "эта работа призывает к насильственному свержению конституционного строя Российской Федерации". Таким образом, художник поднимает тему бессмысленности давления власти на искусство, абсурдность претензий к нему предъявлемых. Юрий Шабельников "овеществил" двуглавого орла – чучело-мутант вылезает из прорезанного в металлическом листе государственного герба. Естественно, не обошлось без "Синих носов"; правда, Александр Мизин и Вячеслав Шабуров вместо привычного видеоарта размахнулись на два масштабных фотоколлажа. Группа "АЕС" предложила сценарий исламского будущего России: в Москве на каждом углу по минарету, всюду арабская вязь.

Впрочем, "исламский сценарий" – не единственный на выставке – Дмитрию Гутову явно приглянулась иудаика. На одной из работ загадочная каббалистическая символика распологается на ярко-оранжевом фоне, который, может статься, указывает на Оранжевую революцию на Украине. В активе Аристарха Чернышева медиа-инсталляция "Жевательная грязь" – на телеэкране идет выступление Владимира Путина, а на другом экране огромные губы как бы пережевывают телетрансляцию обращения. Особенно громким получилось выступление группы "Осумасшедшевшие безумцы": "Осумбез" читал стихи – мощные динамики были установлены в самом большом из отведенных для "России 2" залов; публика глохла, но не расходилась. Особо следует выделить плакаты Гоши Острецова – наверное, самый сильный пункт "деконструкторской" части выставки. Художник в ироничной манере соединяет комикс и имитацию советского плаката, накладывая на полученное современную социально-политическую проблематику.

Так или иначе, можно долго рассуждать на тему перспектив проекта "Россия 2" – только время покажет, насколько он трансформируется (его масштабность уже предполагает возможность и даже необходимость трансформации – пусть в отдаленном будущем), а также насколько хорошо он сможет держать удар (а этим умением ему обладать просто необходимо). И все-таки нынешняя выставка в ЦДХ – само по себе значимое событие, на которое обязательно нужно обратить внимание.






Материалы по теме:

14.02.2005 Терарт?



Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service






Только у нас заказывая или покупая запчасти Honda Stream , Вы получаете скидку. Выгодные условия для покупки!


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования