Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 2.07.2020

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Выставки

Россия a la Гуггенхайм
11 мая 2005

16 сентября 2005 года в нью-йоркском Музее Гуггенхайма откроется выставка русского искусства "Россия!", организаторы которой замахнулись на показ западной публике отечественного искусства с XIII века до наших дней; проще говоря – от русской иконы до Комара с Меламидом. // полностью...









Иконы на вывоз

Сергей Соловьев
Новые Известия

31.05.2005

Российские музеи собрались в поход на Америку

Директора всех главных российских музеев вчера в Москве представили "проект века" – выставку "Россия!", которая в сентябре откроется в Нью-Йорке. В Америку привезут русские шедевры, чтобы поднять в глазах Запада наш национальный престиж, а заодно отпраздновать 60-летие ООН.

Идея "России!" родилась три года назад. "А не сделать ли нам выставку "Россия" в Америке, а потом "Америку" в России?" – мечтали чиновники. Дело осталось за малым – найти деньги. Они, как известно, проще "находятся" под какую-нибудь памятную дату. Пока готовили проект, дата всплыла сама собой – в начале сентября отмечается 60-летие ООН. Российская выставка становится даже очень "в кассу" – как на 60-летие Победы в Москву, в Нью-Йорк в сентябре съедутся сотни важных политических персон.

Впрочем, ни о какой Организации Объединенных Наций в этом чисто музейном проекте даже речи не идет (и вообще, в ООН вряд ли знают о его подготовке). По большому счету это еще одна из тех экспортных выставок, рассчитанных на зрителей, которым русское искусство известно не более чем творчество аборигенов Новой Зеландии. По стенам лестницы-спирали знаменитого здания Музея Гуггенхайма в хронологическом порядке будут развешены иконы от XII до XVI века, затем – портреты передвижников, за ними – "Девятый вал" Ивана Айвазовского, "Бурлаки на Волге" Ильи Репина, "Сирень" Михаила Врубеля и один из "Черных квадратов" Казимира Малевича. Эрмитаж даст несколько шедевров из своей экспозиции (от Рубенса до Моне и Пикассо), чтобы показать традиции "русского собирательства". Эти картины служат иллюстрациями в учебниках. Итак, концепция выставки – облегченный учебник русского искусства для западного читателя.

Естественно, что самая большая проблема возникла с "современным искусством". До сих пор состав художников, которые представят конец ХХ века, не определен. Понятно, что это будут не Шилов с Церетели (хотя американцам было бы небезынтересно увидеть того самого Церетели, что собирался возвести напротив Манхэттена памятник трагедии 11 сентября). Это будет проверенный состав, обкатанный почти на всех смотрах: Кабаков-Кулик-Новиков. Правда, если нам выделят галерейное пространство в районе Челси, то состав нового искусства сильно расширится.

Всем журналистам, которые собрались, чтобы выслушать доклад о выставке, глава Федерального агентства "Роскультура" настоятельно советовал поехать в сентябре в Нью-Йорк: в противном случае вам придется узнавать о проекте из западной прессы. Но если быть честным, российским критикам ради "России!" ехать за границу незачем. Это статусное мероприятие лишено всякой интриги и куда как банальней даже таких не слишком сенсационных проектов, как "Москва-Париж" или "Москва-Берлин". Российским культурным чиновникам можно дать следующий совет: раз и навсегда сделать одну выставку (типа "России!") и возить ее по всем странам и континентам. Тогда и не понадобится всякий раз входить в огромные расходы. В целом "Россия!" стоит 4 миллиона долларов, из которых государство выделяет 500 тысяч. Если бы мы смогли запустить "всемирный проект" по улучшению нашего "национального образа" с помощью икон и "Бурлаков на Волге", глядишь, лет через десять окупили бы все вложенные деньги и нас, может быть, и признали великой современной арт-державой.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования