Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 2.07.2020

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Выставки

Таракан шлет миротворческий привет
31 мая 2007

"Одиссея таракана" – инсталляция бывшей участницы революционного движения "Флюксус", музыканта, живого символа и представителя идеалов конца 60-х, разместилась в строящемся здании ЦУМа, совершив вояж Нью-Йорк-Лондон-Москва. 31 мая в Москве открывается выставка Йоко Оно. // полностью...









Йоко Оно в ЦУМе

Александра Рудык
Afisha.ru

07.06.2007

31 мая – 24 июня
ЦУМ
933 73 00, Петровка, 2
Йоко Оно


Йоко Оно всю жизнь припоминают брак с Ленноном и обвиняют в развале The Beatles. Будто бы припомнить больше нечего, будто бы мало она натворила за свою семидесятилетнюю жизнь. В действительности, кроме того самого брака и музыки, она довольно активно всю свою жизнь занималась искусством. Однажды Леннон охарактеризовал Йоко Оно как самого знаменитого в мире неизвестного художника: "Все знают ее имя, но никто не знает, что она делает". Художник Йоко Оно обязана своим появлением нью-йоркскому авангарду. При этом она никогда не была его звездой, а просто еще одним активным участником, эдаким концептуальным зеркалом, отражающим свое время. Внимания и расположения публики и критики художница Оно добилась лишь в 2002 году, после ретроспективы в Сан-Франциско, где были выставлены 150 ее работ, включая фильмы, скульптуры, спектакли, демонстрирующие карьеру художницы с 1960-х по 1990-е годы. Там-то и выяснилось, что Оно в начале 60-х была одним из первых участников Fluxus (вольное объединение художников-авангардистов, развивающих учения дада). В 1964-м устроила перформанс в духе нашей Елены Ковылиной (точнее, перформансы Ковылиной в духе Оно) под названием "Отрежь кусочек", где зрители должны были отрезать кусочки ее от платья до тех пор, пока на художнице ничего не останется. Затем, в 64-м, она издала книгу поэзии минималистского абсурда "Грейпфрут" ("Устрой танцы, пусть люди танцуют со стульями"). На рубеже 1960- 1970-х создала свою самую известную инсталляцию под названием "Да", состоящую из белой стремянки, взобравшись на которую, зритель обнаруживает висящую на цепи лупу. Поднеся лупу к листу бумаги в рамке, он видит надпись "Инструкция", а ниже – слово "Да". Инсталляция ныне не работает, но упорно выставляется с пояснением: "Из-за хрупкости материалов интерактивный объект больше не действует". Потом Оно устраивала хеппенинги и снимала какие-то фильмы про задницы и поезда.

А в 2003 году создала глобальную инсталляцию "Одиссея таракана", с которой запоздало и приехала в Москву. Перевоплотившись в таракана, "Эйнштейна в мире насекомых", по словам энтомолога Джона Гудегаста, Оно вновь являет миру свое единственное, но, несомненно, важное и пафосное, концептуальное послание о том, что мир говно и что люди, увидев его глазами гадкого насекомого, должны разобраться, кто на самом деле здесь паразит. Место для выставки выбрано самое подходящее – ЦУМ. Ни Йоко Оно, ни заваленные мусором уголки Нью-Йорка не смотрелись бы адекватно, скажем, на территории "Винзавода", пространство должно быть – соответственно случаю – лакшери. Сама выставка – серия фотографий и объектов, представляющих жестокий американский мир глазами усатого насекомого. Йоко Оно решила не мелочиться, превратив и зрителей в ничтожных таракашек. Видимо, с этой целью ее фотографии, изображающие кровавых юношей, голодающих детей и разрушенные дома, – размером со стену; а объекты: опрокинутый стул, урна, заполненная горой гипсовых тел, бита, измазанная кровью тех самых юношей, и мышеловки, наверное, для слонов – смело гипертрофированны.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования