Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 16.12.2018

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Правда жизни

Московская биеннале: ловкость рук и никакого волшебства
6 августа 2004

4 августа наши коллеги на сайте artinfo.ru инициировали открытую дискуссию о Московской биеннале и методах ее организации, опубликовав два документа, маячивших ранее только за кадром: 1. письмо, отправленное Иосифом Бакштейном за тремя подписями (своей, Олега Кулика и группы АЕС) в экс-минкульт и 2. ответное письмо В.Мизиано, ставшее реакцией на принятое министерством решение об отстранении В. Мизиано от кураторства Московской биеннале. // полностью...









Комментарий Евгения Святского (АЕС+Ф)

Наталия Миловзорова
GiF.Ru

06.08.2004

GiF: Что спровоцировало АЕС+Ф на включение в конфликтную ситуацию?

Евгений Святский: С нашей стороны конфликта не было. Были, видимо, внутренние разногласия в кураторской группе, которые нас, естественно, не касаются. Причина, побудившая нас завизировать письмо, – согласие с доводами Иосифа Бакштейна, но главное – та ситуации, с которой мы столкнулись со стороны Виктора Мизиано, т. е. историю с Розой Мартинес, – об этом написано в письме.

GiF: Вы обсуждали это недоразумение/конфликт лично с Мизиано?

Е.С. : Да, мы обсуждали с Виктором ситуацию по телефону. Мы ведь вообще-то с ним старые знакомые и у нас всегда были хорошие отношения. Но ряд его поступков выстроился в единую цепь, которая вот так замкнулась... Для нас стало очевидно, что Виктор совершает действия, которые деструктивны для проекта первой Московской биеннале. Что касается подписанного письма, то по этому поводу с Виктором мы не общались.

GiF: После разговора с Мизиано конфликт не исчерпал себя, ситуация не прояснилась?

Е.С. : Он сказал, что Роза Мартинес неправильно его поняла, – она же настаивает, что поняла его правильно. Были и другие двусмысленные ситуации.

GiF: Эта цепь недоразумений обсуждалась публично? Иосиф Бакштейн прямо ссылается на Ваше с Куликом общение с прессой по этому поводу ("Будучи возмущены поведением Мизиано, группа АЕС+Ф и Олег Кулик дают интервью представителям московских СМИ с недвусмысленным выражением своего отношения к двурушнической позиции, занятой Мизиано"), но я не обнаружила в базах данных СМИ ни одного комментария по этому поводу – ни с Вашей стороны, ни со стороны Кулика.

Е.С. : К нам тогда обращался корреспондент Коммерсанта, но наш комментарий прессе не был опубликован.

GiF: В каких проектах Мизиано АЕС принимали участие?

Е.С.: Мы участвовали в его проекте "Эстетические опыты", в остальных случаях как куратор выставки с нашим участием он не выступал. Впоследствии он неоднократно приглашал нас для участия в беседах за круглым столом в ХЖ и, в общем, мы всегда были в хороших отношениях, но вдруг стали узнавать какие-то неприятные подробности.

GiF: Когда именно Вы получили приглашение участвовать в биеннале?

Е.С.: Окончательное решение о составе участников и сейчас еще не опубликовано, так что в совершенном виде о нем говорить еще рано. На тот момент, когда завернулась вся эта интрига, нас еще никто не приглашал. Позже мы получили приглашение от Бакштейна. Это последовало как реакция на дезинформацию о нашем отказе участвовать. К письму в министерство, подписанному нами, это ни имело отношения.

GiF: То есть Вы получили приглашение в где-то в мае?

Е.С.: Давайте уточним. Приглашение означает всего лишь то, что наше участие обсуждается всем составом кураторов, как оно и обсуждалось и до того, и как оно обсуждается и сейчас. Так как состав художников еще не известен. Наивно было бы полагать, что решение кураторского совета зависит от каких-либо писем в Министерство культуры.

GiF: Не видите ли Вы противоречия в том, что письмо написано от лица кураторской группы, а подписано не кураторами, а художниками, не имеющими отношения к организации биеннале?

Е.С.: Почему не подписали со-кураторы, – лучше спросить Иосифа. Для этого им по крайней мере надо было бы находиться в Москве. Мы подписывали не зная, будет он собирать другие подписи или нет. Наша подпись выражает наше мнение по поводу этики поведениия Виктора Мизиано, того, что знаем лично мы.

GiF: Можно ли описать ситуацию как лоббирование художниками кандидатуры лучшего, на их взгляд, куратора?

Е.С.: Вовсе нет, кураторы не боги, а люди со своими недостатками, но в данном случае мы выступали против очевидно деструктивной деятельности человека, несмотря на наше к нему уважение как к специалисту. Витя, бесспорно, один из самых сведующих критиков и кураторов в современном искусстве в России, таким он и остается.

GiF: Сейчас строится сама система взаимодействия современного искусства и государства. Вы считаете, что такой (бюрократический) путь работы с творческими (кураторскими) конфликтами – верный? При том, что общественность остается где-то "с краю"?

Е.С.: Нам как раз не кажется, что общественность должна быть обязательно вовлечена в сплетни и клевету. Конфликтные ситуации могут разбираться между кураторами, художниками и структурами, которых это касается.

GiF: Но причиной нашей с вами беседы стали не слухи и сплетни, а официальные министерские документы, которые, как оказалось, также способны повредить репутации современного искусства. Другое дело, что создается впечатление, что сами документы и решения, принятые на их основе, базируются на слухах?...

Е.С.: Наше решение подписаться под письмом было основано не на слухах, а на точной информации об этике поведения Виктора Мизиано, которая деструктивна по отношению к проекту московской биеннале.

GiF: Сформулируем иначе: сейчас мы имеем дело с официальными документами – не слухами, – которые не предавались огласке. Общественности была представлена иная, по сути, ложная версия происходящего. Она (общественность) должна оставаться в неведении относительно таких серьезных процессов?

Е.С.: Версия министерства, которая была представлена общественности, где сообщалось, что Виктор Мизиано отсранен от работы по проекту Московской биеннале в связи с загруженностью другими проектами (Венеция, Сан Пауло), не является реальной причиной его отстранения, и это с нашей точки зрения, нехорошо, – информация должна быть совершенно открытой (это уже тема бюрократических традиций). Но если, вне зависимости от этого случая, вообще говорить о такой версии, то нам кажется, что один куратор не должен монополизировать все главные репрезентации российского искусства в интернациональном контексте. И это не касается конкретно Виктора (мы считаем В. Мизиано профессиональным куратором), а относится к самому принципу приглашения куратора для того или иного проекта.

GiF: Как Вы прокомментируете поведение властных структур? АЕС или АЕС+Ф когда-нибудь сотрудничали самостоятельно с Минкультом?

Е.С.: Мы неоднократно участвовали в зарубежных биеннале, но наше сотрудничество с министерством сводилось к минимому. Участники различных биеннале традиционно обращаются к своему государству за финансовой поддержкой проектов, в т. ч. оплаты поездки и доставки работ. Что касается нашего опыта, то все содействие, которое предлагало государство, сводилось к технической помощи, такой как подписи на письмах для оформления отправки произведений или получения виз. никакой иной помощи мы никогда не получали. даже билеты мы оплачивали самостоятельно или их оплачивала принимающая сторона.

GiF: Теперь Минкульт стал официально давать свое благословение отечественным участникам биеннале.

Е.С.: И то хорошо. Дипломаты приходят на биеннале поддержать экспонентов своей страны, – так принято во всем мире. За те 14 лет, которые мы участвуем в крупных международных выставках, Биеннале в Сиднее этого года стала первой (ну, в крайнем случае, второй), – когда российский генеральный консул пришел на выставку, познакомился, мы беседовали, – это редкий и очень приятный случай в нашей практике.

Биеннале в Москве находится в сильной зависимости от государства, а именно от гос. финансирования, как, например, и в Южной Корее. В мире, конечно, есть биеннале – Сиднейская, например, – организованные целиком и полностью на частные деньги. Она организована идеально, хотя инициирована частными лицами и держится на частном капитале. Но для России биеннале без государства пока невозможна, – нет пока еще традиции у молодого частного капитала, способного и готового вкладывать средства в такие мероприятия современного искусства. В США, например, государство обязано по закону добавлять в бюджет благотворительного фонда столько же денег, сколько жертвует частный основатель.

GiF: Каковы ваши ожидания от биеннале?

Е.С.: Наша позиция такова: для российской ситуации важно, чтобы биеннале состоялась и положила начало традиции. В принципе, мы за то, чтобы событие подготавливалось не комиссией, а одним куратором.

GiF: Сейчас мы видим противоположную ситуацию: 6 кураторов на 50 художников, – меньше, чем десяток на каждого...

Е.С.: Это происходит по традиции прятаться за чужое плечо, снимая с себя ответственность, – таково наше частное мнение. Но со стороны России сейчас участвует единственный куратор – куратор-координатор Бакштейн, поэтому если будут претензии к организации, то и прятаться будет особенно не за кого.

Что касается 50-ти художников, то мы согласны с компактным вариантом, – наш опыт показывает, что гигантомания постоянно вредит организации и концепции выставок.
Важно, чтобы выставка была бы качественной и компактной и стала, что называется, камертоном. Хорошо бы еще и финансирование арт-проектов происходило вовремя, – чтобы художники не были поставлены в ситуацию поиска денег самостоятельно, которые им пытались бы компенсировать постфактум.

GiF: Организаторы биеннале открыто говорили о том, что фондов для новых проектов у них мало, и потому они будут брать высокий процент уже готовых работ.

Е.С.: И это тоже вариант.

GiF: АЕС+Ф планируют представить новый проект?

Е.С.: Мы хотели бы новый. Идеи для него есть, и он будет реализован вне зависимости от подтверждения нашего приглашения к участию в биеннале. Но если для реализации специального проекта для Московской биеннале не будет возможности, то кураторы могут сделать селекцию из сделанных раньше работ. Все зависит от решения кураторской комиссии.

Текст интервью согласован с группой АЕС






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования