Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 14.11.2018

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Правда жизни

Московская биеннале: ловкость рук и никакого волшебства
6 августа 2004

4 августа наши коллеги на сайте artinfo.ru инициировали открытую дискуссию о Московской биеннале и методах ее организации, опубликовав два документа, маячивших ранее только за кадром: 1. письмо, отправленное Иосифом Бакштейном за тремя подписями (своей, Олега Кулика и группы АЕС) в экс-минкульт и 2. ответное письмо В.Мизиано, ставшее реакцией на принятое министерством решение об отстранении В. Мизиано от кураторства Московской биеннале. // полностью...









Паула Бёттчер: Тому, кто хочет быть просто куратором, надо уйти

Paula Böttcher

17.08.2004

Виктор Мизиано – ещё одна жертва коррумпированной (культурной) политики в путинской России.

Как только стало известно, что Московская биеннале, которая долго планировалась, состоится только в январе 2005 года, тут же из российской столицы поступили первые новости о скандалах. Ситуация некоторым образом напоминает предвыборный период в Госдуму в прошлом году, – хотя в нынешней истории нет сомнительных похищений. Произошло следующее: в апреле этого года один из двух русских кураторов – Иосиф Бакштейн – написал письмо в российское Министерстве кльтуры, в котором обвинял своего коллегу Виктора Мизиано в том, что тот действовал непродуктивно – и просил его уволить. Текст написан от лица всех международных кураторов (Бирнбаума, Бубновой, Буррио, Мартинес, Обриста), но, похоже, что те о нём ничего не знали. Они едва ли могли бы понять его специфически русское и к тому же достаточно смешное содержание или подписать этот документ. Вместо этого бумага была подписана известным русским художником Олегом Куликом и группой АЕС, завоевашей арт-рынок произведениями на тему исламского тайного заговора. Как следствие письма, Мизиано был выведен из состава группы кураторов. Кулик и АЕС оказались в списке приглашённых к участию в Биеннале художников.

Чтобы комментировать эти события, не требуется особенного аналитического дара. Мизиано и тот, кто написал на него донос, – две личности российской арт-сцены, с 80-х годов работавшие над оживлением русского современного искусства. Бакштейн заведует Институтом проблем современного искусства. Мизиано с 1993 года является издателем Художественного журнала, куратором российского павильона на Венецианской биеннале (включая следующую, 2005) и многочисленных международных выставок. Московскую биеннале они инициировали вместе, – до того, как для одного из них не осталось в ней места.

Положение современного искусства в России в течение последних 10 лет сильно изменилась, оно всё больше входит в роль возлюбленной власти и фаворита рынка. Стало важно быть "официальным" – и, значит, хорошо оплачиваемым декоративным рупором государственной власти. Перед (русскими) художниками опять стоит выбор: стать "официальными" или остаться художниками.

Виктор Мизиано – лучший российский специалист в современном искусстве, что признают и его враги. Его стиль кураторства биеннале не шел на поводу "официоза" и поэтому мешал всем тем, кто стремится к власти и деньгам. Циничным образом за Мизиано был сохранен статус зам.председателя комитета Биеннале, комиссии, представляющей собой фиктивный и псевдо-демократический орган. Таким образом, появляются первые знаки, что Мизиано собираются сократить полномочия и на международном уровне. Случай кажется частной историей, но является, в сущности, типичным примером борьбы за власть в путинской России: лишение права голоса и действия как ответ на инаковость взглядов. Западные кураторы пока что молчат, тогда как российские художники собираются высказать несогласие с ситуацией.

Целью статьи является не участие в сплетнях, но призыв к противостоянию коррупции такого рода в рамках собственных возможностей коррупции такого рода.

(Я благодарю Виктора Мизиано и Богдана Мамонова, ESCAPE, за информацию, использованную при подготовке этой статьи.)

Паула Бёттчер
Август 2004

***

WER BLOSS KURATIEREN WILL, MUSS GEHEN


Viktor Miziano – ein weiteres Opfer korrupter (Kultur) politik in Putins Russland.

Kaum erfährt man, dass die lang geplante Moscow-Biennale nun im Januar 2005 stattfinden wird, kommen die ersten Skandalmeldungen aus der russischen Metropole. Der Vorfall erinnert ein wenig an die Situation kurz vor den Wahlen zur Staatsduma im vergangenen Jahr. Es gab zwar keine dubiose Entführung, aber Folgendes trug sich zu: Im April diesen Jahres hat einer der beiden russischen Kuratoren – Joseph Backstein – einer Freundin im russischen Kulturministerium einen Brief geschrieben, in dem er seinen Kollegen Viktor Miziano der destruktiven Handlungen beschuldigt und seinen Rausschmiss fordert. Der Brief war im Namen des gesamten internationalen Kuratorenteams (Birnbaum, Boubnova, Bourriaud, Martinez, Obrist) verfasst, doch dessen Mitglieder wussten weder von dem Brief, noch hätten sie seinen auf Russisch verfassten lächerlichen Inhalt erfassen und das Dokument unterzeichnen können. Statt dessen wurde das Papier von dem russischen Vorzeigekünstler Oleg Kulik und der Künstlergruppe AES – die einst mit ihren islamischen Verschwörungstheorien den Kunstmarkt eroberte – unterschrieben. Die unmittelbaren Folgen: Viktor Miziano flog aus dem Kuratorenteam. Kulik und AES landeten unmittelbar und offiziell auf der Liste der zur Biennale eingeladenen Künstler.

Um diese Vorgänge zu kommentieren, bedarf es keiner großen Kombinationsgabe.

Miziano und sein Denunziant sind zwei Personen der russischen Kunstszene, die sich seit den 80er Jahren unermüdlich um eine Vitalisierung der russischen zeitgenössischen Kunst bemühen. Backstein leitet das Institute for Contemporary Art in Moskau. Miziano ist seit 1993 Herausgeber des Moscow Art Magazine und Kurator des russischen Pavillons der Venedig-Biennale – einschließlich der beiden kommenden – sowie vieler internationaler Ausstellungen. Die Moscow-Biennale initiierten beide gemeinsam. Bis für einen kein Platz mehr war.

Die Situation der zeitgenössischen Kunst in Russland hat sich in den letzten zehn Jahren sehr geändert – sie wurde immer mehr zur Mätresse der Macht und zur Gespielin des Marktes. "Offiziell" zu sein ist ein wichtiges russisches Wort und bedeutete schon immer: ein gut honoriertes und dekoratives Sprachrohr der Staatsmacht zu sein. Die (russischen) Künstler stehen heute wieder vor der Wahl: "offiziell" zu werden oder Künstler zu bleiben.

Viktor Miziano ist der beste Spezialist auf seinem Gebiet, das wissen auch seine Feinde. Weil er sich für das "Kuratieren" gegen eben jenes "Offizium" entschieden hat und damit all jene stört, die nach Geld und Macht hecheln, muss er beiseite geschafft werden. Um das zynische Gesicht zu wahren, bleibt er weiterhin stellvertretender Vorsitzender des Biennale-Komitees – eines Gremiums, das als pure Fiktion gelten kann und nur als Staffage einer Scheindemokratie fungiert. Die ersten Zeichen, dass Miziano auch auf internationalem Territorium eliminiert werden soll, deuten sich schon an. Der Vorfall scheint eine persönliche Querele zu sein, ist jedoch ein typischer Machtkampf im Russland Putins. Wieder wurde einer mundtot und handlungsunfähig gemacht, weil er Zivilcourage bewies. Die westlichen Kuratoren – mittlerweile informiert – schweigen. Wenigstens die russischen Künstler bereiten nun eine Aktion vor, auch wenn Opportunismus den Eintritt zur Biennale bedeuten könnte, wie Kulik und AES bewiesen.

Dieser Artikel ist nicht als Klatschbeitrag gedacht, sondern soll jene Kulturschaffenden, die Viktor Miziano als einen integeren Kollegen kennen, aufrufen, im Rahmen ihrer Möglichkeiten gegen solche Art von offensichtlicher Korruption etwas zu tun.

(Ich danke Viktor Miziano und Bogdan Mamonov (ESCAPE) für ihre Informationen, die ich im Beitrag verwendet habe.)

August 2004






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service






Заказать продукцию в нашем интернет магазине очень просто: введите в поиск название запчасти — и в считанные секунды вы найдёте все желаемые запчасти для автомобилей Сузуки с указанием стоимости.


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования