Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 27.09.2016

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс

Арт-процесс :: Правда жизни

Московская биеннале: ловкость рук и никакого волшебства

6.08.2004,

Наталия Миловзорова
GiF.Ru


4 августа наши коллеги на сайте artinfo.ru инициировали открытую дискуссию о Московской биеннале и методах ее организации, опубликовав 2 документа, маячивших ранее только за кадром.

Это 1. письмо, отправленное Иосифом Бакштейном в Федеральное агентство по культуре и кинематорграфии. Удовлетворяя просьбу И.Бакштейна, изложенную в этом письме, министерство отстранило от кураторства Московской биеннале Виктора Мизиано, формально сохранив за ним позицию председателя организационного комитета биеннале, и 2. ответное письмо В. Мизиано в министерство.

В распоряжении GiF.Ru эти письма оказались незадолго до июльской пресс-конференции по поводу Московской биеннале и спровоцировали нас на некоторые вопросы президиуму, но в силу просьбы источника, предоставившего нам эти документы, мы воздерживались от их публикации. Теперь, после победы правды жизни над этическими соображениями, о ситуации должно говорить открыто.

Если оставить в стороне лирическе подробности (кто на кого был обижен, кто на кого обижен сейчас и почему так случилось) и оперировать только цитатами, то чистый остаток реконструируется в такую фактологическую цепочку:

Куратор Б. пишет письмо в Минкульт, сообщая "с сокрушенным сердцем", что Куратор М. "утратил моральное право участвовать в проекте, а его дальнейшее пребывание на посту куратора биеннале будет продолжать оказывать самое разрушительное воздействие на ход дел".

Письмо, написанное, судя по тексту, от лица и по поручению группы из 6-ти кураторов ("У всех партнеров по проекту возникло устойчивое убеждение...", "Все остальные члены кураторской группы уже поняли, что существует серьезная проблема...", "Мой опыт наблюдения за тем как он действует, будучи дополненным свидетельствами как отечественных, так и зарубежных коллег..."), не получает, однако, подписей ни одного из со-кураторов-международных звезд.

Вместо кураторов в качестве группы поддержки петиции выступили российские художники Олег Кулик и группа АЕС+Ф, завизировавшие письмо словами "С мнением согласен" и "Высказанную позицию разделяю!"
.

Почему адекватной заменой кураторского голоса показалось мнение (его обоснованность мы не обсуждаем) художников? Являются ли эти художники организаторами биеннале? Нет. Получили ли они приглашение участвовать в ней (и, предположим, во время работы над проектом были недовольны одним из кураторов)? Нет, к тому времени приглашения они не получили (по сведениям GiFа, во время промежуточного обсуждения участников только один из них был назван в списке 1 из 6 кураторов).

Выходит, что безусловно авторитетные, но никоим образом не участвующие ни в подготовке, ни (на тот момент) в художественном воплощении биеннале художники поставили подписи под документом, написанном от лица четко ограниченной 6-ю кураторами группы и содержащим аргументы, касающиеся рабочего процесса.

Одно обстоятельство из перечисленных в письме, действительно, касалось их лично. Речь идет о диалоге художников с одним из кураторов биеннале Розой Мартинес, которая из беседы с Мизиано вынесла уверенность, что Кулик и АЕС отказались от участия в биеннале. Ситуация была проговорена между кураторами и художниками лично, что, судя по всему, не помогло – каждая из сторон осталась при своем мнении: Виктор Мизиано – что его отсылку к позиции художников поняли неверно, Роза Мартинес – что ничего не исказила, а художники – что их обидели.

Спустя месяц после написания и подписания этого письма министерство уведомило Виктора Мизиано (В.М.: "Сожалею, что только сегодня, 20 мая 2004 г., мне была предоставлена докладная записка Иосифа Бакштейна, датированная 19 апреля 2004 г. (т.е. месячной давности)...") о решении освободить его от участия в кураторском процессе, сохранив номинальный статус заместителя организационного комитета. Официальной версией произошедшего, озвученной на пресс-конференции, стала занятость Мизиано, в силу которой он сократил свое участие в работе над Московской биеннале (И.Бакштейн: "Витя принимал активное участие в подготовке, но, – поверьте мне, я не какие-то слухи опровергаю, – человек сверхъестественно занят".)

Через считанные дни после решения министерства (19 мая) в газере Коммерсант вышел материал "Московская биеннале откроется без Виктора Мизиано" (22 мая), в котором сообщалось, что хотя "список российских участников уточняется, в него почти наверняка войдут Олег Кулик, группы АЕС и "Синие носы", а также Елена Ковылина".

***

Группа АЕС прокомментировала GIF.Ru свое видение ситуации. Интервью – здесь.






Материалы по теме:




Ссылки:

















    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования