Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 19.01.2021

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Выставки

Видеоарт и визуальная акустика под одной крышей
4 марта 2007

4 марта в Государственном Центре современного искусства в рамках Второй Московской биеннале современного искусства открывается несколько выставок. Это параллельный проект Биеннале 40jahrevideokunst.de, выставка австрийской художницы VALI EXPORT, экспозиция "То, что мы слышим, то, что смотрит на нас. Визуальная Акустика" и очередной показ фильма Мэтью Барни No Restraint. // полностью...









Кто боится Вали Экспорт?

Михаил Боде
Газета "Культура"

28.03.2007

Выставки австрийской феминистки в ГЦСИ и Фонде "Екатерина"

Вали Экспорт приводит в оторопь. Кажется, что если не все, то уж очень многое из того, что наработало за несколько десятилетий наше современное искусство, давно было сделано этой австрийской художницей. В одиночку. Эксгибиционистские акции протеста нонконформистов Риммы и Валерия Герловиных, провокационные стриптизы Алены Мартыновой, выгуливания "человека-собаки" Олега Кулика, мазохистские, травматические опыты Александра Бренера, Олега Мавромати и Елены Ковылиной – все это еще в конце 1960-х – начале 1970-х годов проделывала бывшая фотомодель Вальтрауд Ленер, взявшая псевдоним Вали Экспорт (VALIE EXPORT). Свое артистическое имя она сочинила наподобие trade mark – как псевдологотип марки сигарет "Smart Export". Фотомонтажи по принципу раппорта, включение графических артефактов в фотографию, документация концептуальных действий – эти приемы, обкатанные бывшей помощницей режиссера, оставившей кино ради современного искусства, может быть, тоже были импортированы из Вены? Впрочем, австрийский куратор выставки Хедвиг Заксенхубер высказался по поводу этого бросающегося в глаза подозрительного сходства более дипломатично: "Феномен московского концептуализма 1970-х и 1980-х годов и радикальные акции столичных художников после развала советской империи могут образовать своего рода параллель к работам Вали Экспорт".

В своем творчестве Вали Экспорт тугим узлом связала радикальные тенденции кануна знаменательного мая 1968 года: молодежный нигилизм, воинствующий феминизм и прилив новой волны авангардизма. И при этом бросила этот спутанный клубок проблем прямо в толпу, на улицу, где по большей части и проходили ее перформансы. Впрочем, публика не оставалась в долгу – однажды художнице здорово досталось пивной бутылкой по голове. Австрийское общество, знавшее в начале XX века свободу нравов и вольнодумство, после войны заметно поправело, переусердствовав в охранительном консерватизме. Вали Экспорт ринулась опровергать черствость клерикалов-моралистов, "ханжество самцов" и в целом социальную репрессивность. Главным образом она ополчилась на положение: "Телу женщины разрешается функционировать лишь тогда, когда это нужно мужчине или обществу". И тут сильному полу изрядно досталось от внешне привлекательной и дерзкой провокаторши. Как раз в 1968-м она представила на улицах Вены и Мюнхена акцию-аттракцион "Кино касание". Облачившись в картонную коробку с прорезями, художница предлагала прохожим запустить туда руки и вслепую пощупать свою обнаженную грудь. Протест против спекулирующей на женском теле киноиндустрии имел успех у мужчин. На следующий год Вали Экспорт прошлась, собственно, уже по кинозалу. В джинсах, разорванных в "седле", и с автоматом наперевес. Надо понимать, "стволу" придавалось особое значение. Выпущенная в виде постера, эта фотография (названная, как и акция, "Генитальная паника") была расклеена в общественных местах Вены. Она вообще стала своеобразной визитной карточкой художницы, представляя ее как хулиганку, сбежавшую из добропорядочной семьи в промзону, или как байкершу с журнальной мордашкой.

Как требовал феминистский дискурс, Вали Экспорт подменяла собой, "домохозяйкой с пылесосом", ренессансных мадонн (разумеется, на репродукциях), в перформансах представлялась "девочкой для битья", а в рисунках – "малышкой", видящей подозрительные сны о взрослых. Последний вид творчества с головой выдавал жительницу Вены, родины знаменитого доктора Фрейда. С течением времени силы и выносливость художницы стали натурально убывать. Автомат сменился кинокамерой, а затем и более продвинутой и необременительной аппаратурой.

Тем удивительнее то, что к своей московской ретроспективе Вали Экспорт снова вытащила "ствол", правда, российского происхождения. И более того – "стволы", собрав из них башню-этажерку "Kalaschnikow", стоящую в поддоне с нефтью. Послание это столь же глубокомысленно, как почтовый штемпель. Единственно, адрес перепутан. Эта открытка (иначе нельзя назвать эту сугубо декоративную инсталляцию) явно пришла не туда, куда следует: не на тот Восток. А "гасить" ее "калашниковыми", право слово, – аттракцион для туристов. Надо заметить, что подобных месседжей на нынешнюю биеннале пришло на удивление много. В основном они попали в Музей современного искусства на Петровке, в "ящик" выставки "Petroliana. Нефтяной патриотизм". Там тоже нефтяной поддон, но уже занимающий целый зал.

Что же касается Вали Экспорт и ее инсталляции, то, можно сказать, Москва помогла ей вспомнить об изначальной профессии. Ведь по первому образованию она – художник-декоратор.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования