Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 9.07.2020

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Выставки

Авангардное формотворчество
29 августа 2008

29 августа в Гомударственном центре современного искусства открылась выставка "Новый Ленинград. Архитектура Ленинграда 1920-1930-х годов". На выставке представлены работы художника и фотографа Владислава Ефимова (фотографии, инсталляции), главной темой которых послужила ленинградская авангардная архитектура первой половины XX века. // полностью...









Возвращающийся Ленинград

Владимир Сальников
Культура, N34 (7647)

05.09.2008

Выставка Владислава Ефимова в ГЦСИ

Видео- и медиахудожник, лауреат множества фестивалей современного искусства, Владислав Ефимов – еще и профессионал в жанре архитектурной фотографии. Он – пропагандист русской архитектуры ранней советской поры, которую, несмотря на разнообразие ее тенденций, у нас принято огульно именовать "конструктивизмом". В московском Государственном центре современного искусства на Зоологической улице открылась его выставка "Новый Ленинград. Архитектура Ленинграда 1920 – 1930-х годов" (куратор – Виталий Пацюков), своего рода презентация выходящей в январе будущего года одноименной капитальной книги-альбома, но сделанная так, что ее можно рекомендовать не только сугубым специалистам по архитектуре. Ефимов, повторяю, – прежде всего художник. Но об этом позже.

То, что такая выставка сначала случилась в Москве, а не в самом Петербурге, понятно. В столице ценность художественной культуры советского периода гораздо более осознана. (Кстати, Ефимов – один из авторов известной книги "Архитектура Москвы: 1920 – 1960"). В городе на Неве ситуация противоположная. Даже самая модная питерская богема до сих пор идентифицирует себя с галантными шалостями XVIII века, "увражным" (то есть скопированным с чужеземных гравюр) стилем и декадансом. Хотя члены псевдо радикальной левацкой группы современных художников и философов "Что делать?" уже несколько лет назад успели прогуляться по советскому "Новому Ленинграду" и даже сделали соответствующий видеофильм. Что, к сожалению, было не более чем собачьей меткой территории. А ведь архитектурные памятники эти – в опасности. Большинство из них обречено попасть под бульдозер матвиенковской модернизации. И с "развитием" города, с увеличением бюджета на "реконструкцию" и его осваиванием питерским бизнесом процесс этот будет непременно усугубляться. Но нет пророка в своем отечестве. Вот и возвращается слава советскому Ленинграду из первопрестольной, выставкой в ГЦСИ.

Она представляет собой большой затемненный зал, в котором расставлено сорок больших светящихся фанерных ящиков (так называемых "лайт-боксов"). В них вставлено по фотографии с каждой стороны. Всего восемьдесят снимков, фиксирующих памятники ранней советской архитектуры. Темнота и короба – уступка художника привычной ему парадоксальной эстетике дадаизма, хоть и отсылает одновременно к просветительским "лайт-боксам" в коридорах советских медицинских учреждений.

Ленинградская архитектура первых советских десятилетий отличается от соответствующей московской в основном отсутствием пафоса, о чем пишет автор вступительной статьи к буклету выставки (сама книга-проект, повторюсь, – еще впереди) – именитый петербургский искусствовед Иван Чечот: "Ленинградское наследие не выпячивает творческое, демиургическое начало в искусстве, не напирает на свободу фантазии и импровизации". Эта архитектура, несмотря на революционный задор, более академична. Ведь Петербург – город европейских стилей и столица казенного арт-академизма, породившего соцреализм. А с другой стороны она ближе к своему первоисточнику – авангардным "архитектонам" (утопическим скульптурным объектам) создателя супрематизма Малевича, долгое время работавшего (и умершего) в Ленинграде. Москва не имела и десятой доли тех дорогих европейских строений, что на протяжении двухсот лет Империи украшали Петербург, отчего московские архитекторы чувствовали себя куда свободней ленинградцев – москвичам провинциальную убогость города было не жалко разрушать и перестраивать.

Тем не менее ничто не способно нейтрализовать утопический накал этих строений. Например, направленную против традиционной семьи интенсивность освободительных тенденций коммунальных домов с их общими душами, без интимных кухонь, с питанием с фабрики-кухни. Вот почему подписи к фотографиям и буклет выставки пестрят советскими понятиями, созданными культурной революцией первых двух советских десятилетий для новых феноменов послереволюционной действительности – "универмаг", "жилмассив", "дом культуры", "дворец культуры", "дом-коммуна", "жилкобинат", "банно-прачечный комбинат"...

И последнее, снова о художнике. Все фотографии чрезвычайно высокого качества. Здания хорошо освещены, выбраны грамотные ракурсы и, главное, снимки лишены случайности иностранных публикаций о советской архитектуре. Ефимов знает и любит то, что фотографирует.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования