Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 9.07.2020

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Выставки

Авангардное формотворчество
29 августа 2008

29 августа в Гомударственном центре современного искусства открылась выставка "Новый Ленинград. Архитектура Ленинграда 1920-1930-х годов". На выставке представлены работы художника и фотографа Владислава Ефимова (фотографии, инсталляции), главной темой которых послужила ленинградская авангардная архитектура первой половины XX века. // полностью...









Фотореабилитация конструктивизма

Михаил Боде
Газета, N163, 29.08.2008

04.09.2008

В Москве открылась фотовыставка "Новый Ленинград"

В Государственном центре современного искусства открылась выставка "Новый Ленинград". Архитектура Ленинграда 1920-1930-х годов". Гидом по малоизвестным широкой публике памятникам ленинградского конструктивизма стал москвич Владислав Ефимов. Как фотограф он представил снимки сооружений, как современный художник – сделал из этих снимков инсталляцию, попытавшись если не актуализировать авангардную архитектуру, то хотя бы привлечь к ней внимание.

К зданиям эпохи конструктивизма, которым в основном и посвящена нынешняя выставка, в 1950-1980-е годы, отношение было довольно странное. Сравнить его можно разве что с отношением советской власти к старым большевикам. О пережившей сталинский режим городской застройке вспоминали от случая к случаю, о ней не заботились и за ее состоянием не следили. Срок жизни таких домов специально не сокращали, но если бы один из них внезапно рухнул – ведь строились они из некачественных материалов, – то власти об этом нисколько бы не пожалели. Эта позиция, увы, почти не изменилась и в наши дни.

Московскому конструктивизму в этом смысле и повезло, и не повезло одновременно. Постройки Моисея Гинзбурга, Константина Мельникова, Ильи Голосова, братьев Весниных известны всему миру, однако их состояние порой катастрофическое, а строительно-инвестиционные аппетиты в столице непомерные. Но поскольку голос культурной общественности столицы пока еще что-то значит, постольку какие-то подвижки в деле сохранения памятников авангардной архитектуры все же имеются. Ленинградскому конструктивизму тоже и повезло, и не повезло, но несколько иначе. О нем вообще мало кто знает – пожалуй, лишь специалисты и краеведы. Возможно, поэтому эти сооружения каким-то образом поддерживаются в должном виде (или это только иллюзия, возникающая благодаря высококачественным и красивым снимкам?). А те в свою очередь продолжают выполнять предписанные им функции: где были клуб, общежитие, горадминистрация или бани, там они и располагаются и посейчас.

Может быть, такое существование без явных признаков инвалидности объясняется тем, что многие из подобных зданий находятся не на виду: не в центре, а на юге города, в районе застав, застраивавшихся с начала 1930-х годов. К примеру, в историческом центре, на улице Рубинштейна, находится лишь "Дом-коммуна" архитекторов Оля, Иванова и Ладинского. Возможна и другая причина: запоздавшему по времени ленинградскому конструктивизму больше, нежели московскому, повезло с качественными материалами.

Считается, что в Ленинграде этот стиль не столь радикален, как московский, что он был готов соскользнуть в своеобразное сталинское ар-деко, за которым, как известно, последовал сталинский ампир. Определенный резон в этом есть, если иметь в виду творения Ноя Троцкого, до революции учившегося в Академии художеств, чей талант был востребован советской властью. И все же у ленинградской архитектуры того времени были и шедевры. Как, например, единственная, по-видимому, сохранившаяся постройка известного проектировщика Якова Чернихова, от которого в основном осталось лишь графическое наследие – парадоксальная по конструкции водонапорная башня завода "Красный гвоздильщик". И если столица гордится "Центросоюзом" Ле Корбюзье, то у петербуржцев тоже имеется здание, возведенное именитым западным архитектором. Речь идет о похожем на линкор корпусе фабрики "Красное знамя". Автор проекта – основатель и, кажется, единственный участник немецкого направления экспрессионистской архитектуры Эрих Мендельсон. Таким образом, ленинградский конструктивизм не менее ценен, чем московский. Только иначе.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования