Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 26.02.2021

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Выставки

19.45
4 мая 2005

5 мая в 19:00 в галерее "С'Арт" состоится открытие выставки Алексея Каллимы "19.45". Адрес галереи: Москва, ул. Земляной Вал, 14/16 (ст. м. "Курская") // полностью...









Пир пиара

Сергей Хачатуров
Время новостей

11.05.2005

Мудрая выставка о войне в галерее С'АРТ

Империя СМИ предлагает нам свой синопсис военной темы. Минимум рефлексии. Максимум почти языческой фетишизации милитаристской атрибутики, пробуждающей удовольствие, гордость, тщеславие, – все, что романтизирует и оправдывает войну. Учитывая количество погибших по вине двух мерзавцев (немецкого и русского) в годы второй мировой людей, из уважения к этим погибшим праздник Победы достойно бы сделать самым тихим праздником, днем памяти. Но это идет вразрез с господствующим медиальным сознанием.

Собственно, о жутком и неизбежном в обществе потребления милитаристском пиаре мудрейшая пацифистская выставка знающего войну в лицо, а не по телику уроженца Грозного Алексея Каллимы.

Входим в зал. Белые стены. В углу висят вырезки из газет с фотографиями. Встреча Путина с Шираком. Седой ветеран в орденах. Две милые белокурые девушки. На другой стене висит винтовка. Под ней стоит пара сапог. На третьей стене – купленный в канцтоварах пластмассовый желтый угольник. Экспозиция называется "19.45". Именно в это время в день вернисажа художник погасил в зале свет, и зрители собственными глазами засвидетельствовали, что экспозиция в С'АРТ – самый настоящий оборотень.

Комната погружается во мрак. Мерцают лишь ультрафиолетовые колбочки. А на стенах проступают невидимые при обычном свете картинки. Присмотревшись внимательнее к тускло светящимся флуоресцентной краской росписям, начинаешь понимать, что находишься ты внутри деревенского дома, в дальнем конце обозначился стройный силуэт породистой собаки, такой, как в картинках древних бестиариев. Из предполагаемого коридора видно сразу несколько комнат с окнами. У одного окна спит дед. В другое тычется коровья морда, за ней – лунный пейзаж. На подоконнике лежат очки и книжка Тамоши "Как чувство прекрасного превращается в чувство классовой несправедливости". Соседний, светящийся лунным светом проем оказывается приоткрытой дверью. В саду видна машина "Жигули" и исчезающий за дверным косяком силуэт мужчины (хозяина дома?). Напротив все то же ружье (единственное видимое и в темноте, и при свете). Наконец, другой световой проем оказывается верандой на открытом воздухе. За столом девочка Малика (по словам Алексея Каллимы, главная героиня его художественной эпопеи, она живет в его сознании, она – его alter ego). Малика в отчаянии и ярости. Летят в воздух чашка с блюдцем. Краски, кисти, тот самый канцелярский желтенький угольник. Своей точной и тревожной флуоресцентной живописью с ее крадущимися тенями и мерцающей во мраке серебряной пудрой Каллима здорово наэлектризовал пространство галерейного зала. До безотчетного страха. До истерики. Подходим к фотографиям на стене. Они тоже оборотни. Там, где Путин с Шираком, – два обнимающихся бородатых чеченца в тяжелых шапках. Ветеран стал "дедом Ахмадом".

Две массмедийных пропаганды предъявил нам Каллима: дневную и ночную. Дневная – с официальными лицами, охраняющая и хранящая, победная. Ночная – с образами врагов, живущими в массмедиа на правах голливудских монстров – "чужих", всегда прячущихся, скрывающихся. Таящихся под покровом ночи. Ночные антигерои необходимы симулятивной машине общества потребления так же, как и дневные "защитники Отечества". И те и другие обеспечивают отлаженную работу конвейера по производству массмедийных мифов. Но Каллима разоблачил мнимую правильность такого миропорядка легко и просто: и среди дневных героев, и среди ночных присутствует портрет человека с орденами, ветерана второй мировой войны. В первом случае это русский ветеран, во втором – чеченец, "дед Ахмад".

Когда-то оба ветерана воевали вместе, и победа у них была одна. Но возведенный империей массовых коммуникаций алтарь Отечества требует все новых жертв. В том числе среди живущих (живших) в Чечне потомков вчерашних победителей. Из них вопреки общей истории и памяти и состряпали образ врага. Для пиара победы нон-стоп.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service






Заказывайте монтаж окон ПВХ в компании «Оконный сервис», это позволит Вам существенно сэкономить деньги.


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования