Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 24.11.2020

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Проект "Вторжение"
28 января 2005

29 января в 20:00 в Мультимедийном комплексе актуальных искусств состоится открытие специального проекта 1 Московской Биеннале современного искусства "Вторжение". // полностью...









Вторгаясь на "Вторжение"

Вера Щербина
artToday.Ru

29.01.2005

1 Московская биеннале современного искусства: специальный проект "Вторжение" в Мультимедейном комплексе актуальных искусств

Сам процесс вчерашнего открытия в МДФ (именуемого также Мультимедийным комплексом актуальных искусств) имел бы успех у любителей каламбуров: зрители вторгались в узкие коридоры, чтобы увидеть специальный проект Первой Московской биеннале "Вторжение". Пространство заполнялось желающими посмотреть на работы, которые отражают все виды взаимодействия человека с пространством – будто бы эта в чем-то неудобная ситуация также была предусмотрена организаторами.

В день открытия демонстрация звуковой скульптуры Андрея Бартенева "Скажи: я тебя люблю" сопровождалась ещё и перформансом автора, в черных очках, с чучелом брата-инопланетянина на сгибе локтя, с микрофоном в руках пристающего к посетителям, предлагая им озвучивать признания в любви. Затем звук из микрофона многократно прокатывался, как на американских горках, по закручивающимся рельсам динамиков, и – хотелось бы написать "затихал в пространстве", но нет – заглушался монотонным гулом толпы.

В соседнем зале – инсталляция Марии Серебряковой "Окрестности": серые фотопейзажи Китая, барханы, двоящиеся в глазах, и оживший металлический куб, замыкающий собственное пространство, сплетая пальцы на одном из своих углов. Так же с темой пространства связан проект Ольги Чернышевой "Участки": фотографии хлипких ограждений вокруг загородных огородиков жителей Москвы – результатов отчаянных попыток отметить, обозначить и защитить имущество, воспринимаемое как неотъемлемая часть своего мира.

В "Топологии Абсолютного нуля" Александр Пономарев смело ставит себя на место северного полюса и "переводит стрелки на себя" – 200 компасов дружно рекомендуют держать направление на изображение автора работы, попеременно появляющееся на одной из стен зала.

Одной из самых интересных работ была инсталляция Гриши Брускина "Мысленно вами". Крутящиеся лайтбоксы-витрины, какие нередко можно видеть в больших магазинах, несут на своих боках фотоотпечатки, кажущиеся извлеченными из семейного альбома: родственники, знакомые и случайно затесавшиеся неизвестные – мало ли всего скапливается годами? А рядом с каждой фотографией – прерывающийся текст без знаков препинания, при чтении которого так и слышится голос вспоминающего рассказчика:

"Это сама тетя Сара.
Профиль хранили в альбоме
Как эталон красоты,
Вроде абсолютного
Метра или килограмма".

"Люське повезло -
Ей платье купили
Шелковое, красное
Солнце-клеш
Рукава фонариками"

Фотография проплывает перед глазами так, что зритель не успевает воздать какого-либо мнения о человеке на ней, кроме предписанного автором. В сущности, это мера чуть стыдливой защиты личного. Витрина медленно поворачивается, и перед глазами любопытствующих открывается следующая страница чужого альбома, с этого момента становящаяся своей.

Гвоздем программы, несомненно, являются видеоработы израильской художницы Михаль Ровнер: вновь фигурки человечков на белом фоне. Подергивающиеся на экране видеосъемки, обработанные на компьютере. Толпа человечков в зеркальном отражении превращается в две, которые уверенно движутся друг на друга, будто в битву, – сливаются в неразборчивую свалку, а затем безмятежно расходятся в противоположные стороны. В какой-то неуловимый момент завороженный монотонностью сюжета зритель перестает воспринимать фигурки как человеческие существа, и черная масса превращается в волны, круги на воде или рисунок-схему распространения звука.

Несколько залов на первом этаже заняты выставкой "Роберт Мепплторп и классическая традиция: фотографии и гравюры маньеризма". Действительно, поражает сходство анатомической живописи средневековых маньеристов и нервной, будто обнаженной до мышц и костей фотографии Меллторпа. Причем каждая из них настолько безукоризненна, что забываются всякие игривые попытки "поискать десять отличий".

В самом дальнем углу помещена работа AEC+Ф "Последнее восстание". Название – как подзаголовок многообещающего сиквела, а на самом огромном компьютерном коллаже дети, от грудных до двадцатилетних, избивают чужих и спасают своих на фоне шаблонных графических "Хрустальных гаваней" и алых драконов, снаряженные разнообразным оружием и притупленной эмоциональностью заядлых игроков в компьютерные 3D-игры на застывших лицах. Условное пространство компьютерной игры, устрашающе безразличной к существующей исторической, географической и нравственной связи вещей.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования