Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 23.04.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Конкурсы

Победители "Инновации"
30 марта 2006

GiF.Ru первым публикует список лауреатов премии "Инновация", – мы обновляем его по мере объявления победителей. // полностью...









Инновация: Алексей Каллима

Александр Евангели
Каталог премии "Инновация"

02.04.2006

Алексей Каллима – самый яркий художник из плеяды талантов, подаренных Москве южными провинциями в 90-х. Беженец из родного Грозного и свидетель его штурма русский человек Алексей Каллима в Москве выступает как чеченский патриот и в своих произведениях нередко обращается к теме войны. Художник очищает обросшую ложью социальную травму до ее истока – изначального политического абсурда, и возвращает зрителю освобожденный смысл.

Яркая и жестко решаемая национальная тема демонстративно не вмещалась в теоретическую стерильность идей Ги Дебора и нонспектакулярности, близких художнику и приведших его в конце 90-х в нонпрофитную группу Радек. Преодолев ограничения нонспектакулярности и вернувшись к фигуративному изобразительному языку, Алексей Каллима освободил картину от реалистических обязательств и перенес ее в визионерское измерение.

Он технологически обеспечил представление фундаментального разрыва между плотностью холста и фантазией о новом мире, куда инвестирована воля художника и его персонажей. Каллима пишет флуоресцентными красками, в результате чего на одном полотне существуют разные картины при обычном свете и в ультрафиолете.

Мировоззренчески Алексей Каллима тяготеет к поиску универсальных оснований для различных социокультурных идентичностей, эстетически нейтрализуя страх к Чужому. В произведении "Терек-Челси" таким универсальным основанием, позволяющим преодолевать враждебность, оказывается футбол.

В полотне очевидно присутствует патриотический пафос, но также и пафос новой картины мира, где возможна победа "Терека" над "Челси" со счетом 6:2, а значит возможно все что угодно.

Матч, решаемый художником как выдающаяся пластическая феерия, читается одновременно на разных уровнях. Каллима словно стремится приглушить неизбежную смысловую насыщенность, но остается многое. Остается элегантный концептуальный жест – в обычном свете холст остается белым, храня в себе невидимую миру победу в невидимом матче.

Белый холст предъявляется таможенникам и перевозится через границу – как скрытое вторжение русского искусства в Лондон. Для Каллимы, сделавшего эту работу для лондонской галереи, это еще и игра с респектабельной британской арт-средой, с непобедимыми вершинами современного искусства, с Херстом, Саатчи, "Сенсацией".

В работе "Челси-Терек" прочитывается стремление освободить образ человека от нарративности, довести его до красивого иероглифа, до абстрактного символа яростного движения.

Эстетический поиск Алексея Каллимы утверждает сходство в пространстве культурных различий. Весь контекст антимилитаристского творчества художника неявно противопоставляет напряжение спортивного состязания агональным смыслам войны. Очевидная мысль – лучше играть в футбол, чем воевать – предъявлена со столь впечатляющей выразительностью, что она открывается зрителю как несомненное, искреннее и актуальное событие.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования