Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 19.07.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

"Человеческий проект" в рамках Мосбиеннале
13 декабря 2004

GiF.Ru продолжает знакомить с проектами, которые будут представлены на Московской биеннале современного искусства (28 января – 28 февраля 2005). На этот раз мы публикуем материалы "Человеческого проекта / Human Project", подготовленного всероссийской сетью ГЦСИ и вошедшего в программу спецпроектов биеннале. // полностью...









Человеческое, просто человеческое

Максим Шульц
Arttoday.ru

01.02.2005

Татьяна Головизина. "Flight"<br>Фото - artToday.ru Специальная программа 1 Московской биеннале современного искусства: выставка "Человеческий проект"

Признаться честно, автор этих строк ожидал от "Человеческого проекта" (Центральный Дом художника) довольно скупого, методичного рассмотрения неких антропологических конфигураций, хладнокровного их анализа средствами актуального искусства. Такова мода – по-идее, этого следовало ожидать. Все оказалось иначе. Человек и понятие человеческого – действительно центральная тема представленных работ, но основной упор, как выяснилось, был сделан совсем на другое. Тут много больше тонкой лирики, по-настоящему глубоких переживаний: боли, тоски, восторга, страха, надежды, щемящего чувства одиночества. Весь проект – скорее серия впечатляющих зарисовок, предлагающих зрителю самому пережить и осознать увиденное, а не настойчивая попытка любой ценой заставить его обратить внимание на окружающее и окружающих.

При входе на выставку сразу бросается в глаза потрясающее по силе воздействия видео Владимира Быстрова – пожилая женщина оставляет сыну своеобразное послание. Камера крупно снимает ее лицо, а женщина комментирует: "Глаза у меня папины, скорее даже дедушкины, моего дедушки... Овал лица, ну, может, подбородок – мамины... Я улыбаюсь – морщинки как у мамы... Кто-то мне сказал: "У тебя красивые уши. У тебя должны быть хорошие детки, с хорошей головкой"". "Когда я умру, – говорит она в самом конце фильма, – ты будешь смотреть, похож ты на меня, или нет".

Рядом – инсталляция "Полет" Татьяны Головизиной. Все желающие могут лечь на кровать, одеть наушники. Перед глазами, на потолке, окажется фильм, где на фоне кристальной синевы неба пролетают, раздвигая руками воздух, люди. В наушниках – сопровождающий звук и инструкции, поясняющие что нужно делать, чтобы взлететь. Впрочем, летать (особенно таким образом) конечно, очень комфортно, но группа "PROVMYZA" в своем экстремальном видео "Скольжение" предлагает нечто совсем иное. Группа молодых людей карабкается по практически отвесному склону; добравшись до самого верха, они ложатся и по очереди скатываются вниз. Никаких страховок, батутов, попыток избежать травм. Наверное, главная находка – за минуту до начала скольжения крупным планом дается лицо каждого из участников: в них прочитываются все их эмоции. Не будем забывать и о том что, любой подобный спуск представляет собой своего рода инициацию, поэтому "Скольжение" можно рассматривать с точки зрения сакрального.

В рамках "Человеческого проекта" представлено и "Головокружение" известной группы "ESCAPE", последовательно разрабатывающей тему коммуникации, в частности, -взаимоотношения между зрителем и художником. Инсталляция представляет собой большой, обитый железом куб; в отверстие потолка может просунуть голову только один посетитель. При этом он попадает в общество четверых участников группы, которые ведут непрерывную беседу, но почти не слушают друг друга.

Весьма интересный эксперимент предлагает группа "Куда бегут собаки" – художники предлагают примерить всем желающим "антивиртуальные шлемы" – специальные конструкции с множеством зеркал. Вместо погружения в виртуальную реальность, они, буквально, дают возможность посмотреть на мир и самого себя под другим углом.

Объекты Виталия Пушницкого лишь на первый взгляд не производят впечатления. Казалось бы, весьма посредственная живопись (в большинстве случаев изображены дети), но... потом замечаешь: холсты находятся в металлических клетках, а подсвечены лампами, свет которых иначе как мертвенным не назовешь. Безусловно, стоит обратить внимание и на "Человеческий размер" Надежды Зубаревой, и на "Всевидящее око" группы "ЗЕР ГУТ". Работы обладают терапевтическим эффектом – грязь с души счищается пластами.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования