Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 22.09.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

"Человеческий проект" в рамках Мосбиеннале
13 декабря 2004

GiF.Ru продолжает знакомить с проектами, которые будут представлены на Московской биеннале современного искусства (28 января – 28 февраля 2005). На этот раз мы публикуем материалы "Человеческого проекта / Human Project", подготовленного всероссийской сетью ГЦСИ и вошедшего в программу спецпроектов биеннале. // полностью...









Гуманизм между собакой и волком

Марина Колдобская
Новое время

31.01.2005

Человеческое – это боль. Способность эту боль осмыслить. И на что-нибудь ее употребить

В такие времена, как нынешние, надо помнить, что времена всегда были нынешние.

Пол Харви

Странная штука – гуманизм. Интерес человека к себе как таковому возникает во время кратких промежутков между эпохами господства больших идей. Идеология задает систему отсчета ценностей, исходя из чего-то высшего и большего, чем человек. Так хочет Бог, так велит Империя, так нужно для победы коммунизма и т.п. Но когда один молох рухнул, а другой еще не утвердился, их растерянный создатель-сокрушитель за неимением иного бросается к зеркалу и начинает себя разглядывать.

Обычно недолго. Молох находится, привычный ритуал жертвоприношений возобновляется, а гуманизмом начинают называть просто доброту. Точнее, умеренность в жертвоприношениях.

Эти соображения пришли мне в голову на выставке "Человеческий проект" в рамках Первой Московской бьеннале современного искусства. Организаторы выставки объявили новый гуманизм актуальным художественным фактом: мол, искусство постсоветского зубоскальства и цинизма исчерпано. Искусство политкорректное, по западному образцу скроенное, не прижилось. Искусство имперское, коего ждут власти, художественной интеллигенции претит (надолго ли?). В общем, остается гуманизм.

Он представлен в работах художников среднего поколения (тех, чья юность пришлась на безвременье), причем не столичных, а региональных (от начальства далеких). Что понятно, поскольку организаторы – региональные филиалы Государственного центра современного искусства – Петербургский, Нижегородский, Екатеринбургский и Калининградский (при поддержке московской Partner Gallery и AM Gallery). Случай, характерный для России кризисных времен, когда провинциалы приходят в столицу и заявляют, что сейчас они расскажут разложившимся москвичам, как, собственно, обстоят дела.

Новый художественный гуманизм выглядит в исполнении "регионалов" очень прилично и очень по-европейски. Огромный темный зал Центрального Дома художников таинственно мерцал, гудел и сиял высокотехнологичными видеоинсталляциями.

Среди них выделялась центральная – "Скольжение", работа нижегородского дуэта Provmyza: люди скатываются с трамплина, карабкаются на него, сбивают друг друга с ног, цепляются друг за друга, обмирают в ужасе... все это совершенно добровольно. Provmyza будет представлять Россию на предстоящей бьеннале в Венеции, а нижегородский куратор Любовь Сапрыкина недавно назначена комиссаром русского павильона (первый случай назначения провинциала). На четырех мониторах одна и та же говорящая голова произносит на разные голоса идиотские тексты из телесериала "Голубая жемчужина" (работа питерской художницы Ольги Егоровой). Сугубая шизофрения, расщепление персонажа на роли героя, жертвы, злодейки, кроткой... Меж холодных неоновых ламп в клубах красной проволоки висит в пустоте непонятно как сплетенный из этой проволоки младенец (или эмбрион?) – не то гомункулус, выращенный в пробирке, не то жертва чудовищного эксперимента (работа петербургской художницы Надежды Зубаревой).

Драматическая черно-белая живопись петербуржца Виталия Пушницкого, помещенная в клетки и пронзенная неоновыми лампами, напоминает мрачное и страстное искусство эпохи маньеризма.

На выходе, на ступеньках лестницы -гигантская видеопроекция: глухонемой читает на своем языке "Отче наш". Людям приходится либо наступать на него, либо пытаться обойти... (работа калининградца Юрия Васильева).

В общем, человеческое – это боль. Способность эту боль осмыслить. И на что-нибудь ее употребить – хотя бы на искусство.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования