Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 14.11.2018

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс

Арт-процесс :: Биеннале

"Человеческий проект" в рамках Мосбиеннале

13.12.2004,

GiF.Ru


GiF.Ru продолжает знакомить с проектами, которые будут представлены на Московской биеннале современного искусства (28 января – 28 февраля 2005). На этот раз мы публикуем материалы "Человеческого проекта / Human Project", подготовленного всероссийской сетью ГЦСИ и вошедшего в программу спецпроектов биеннале. Благодарим за предоставленные материалы куратора ГЦСИ Санкт-Петербурга Анну Матвееву.

***
Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Санкт-Петербургский, Нижегородский и Екатеринбургский филиалы
Государственного центра современного искусства (ГЦСИ),
при поддержке
pARTner gallery
представляют выставку

Человеческий проект / Human Project


28 января – 28 февраля 2005 года
16-й зал ЦДХ


"Человеческий проект" организован всероссийской сетью филиалов ГЦСИ. Кураторская группа: Марина Колдобская, Мария Коростелева, Анна Матвеева (ГЦСИ Санкт-Петербурга), Любовь Спарыкина (ГЦСИ Нижнего Новгорода), Арсений Сергеев (ГЦСИ Екатеринбурга).

"Человеческий проект" представит произведения
Виталия Пушницкого
Керима Рагимова
Филиппа Донцова
Юрия Васильева
Алексея Гарева
Людмилы Беловой
Программы ESCAPE
PROVMYZA
и других художников (более подробно о проектах – ниже).

В течение ближайших дней будет запущен сайт проекта: www.ncca-spb.ru/human

Почему и о чем сделан "Человеческий проект"

О новой серьезности говорят уже лет пятнадцать. И лет пятнадцать она не получалась. Хотя встречались изредка художники, готовые рвануть тельняшку на груди, и взахлеб, навзрыд, без оглядки, напропалую... Но таких были единицы, это пример отклоняющегося поведения. У большинства слезы не выпросишь. Хорошим тоном считался скепсис, а не пафос. Котировалась ухмылка умника, холодный комментарий эрудита. Выигрышными оказывались игры в псевдосоциолога, псевдопсихоаналитика, псевдореволюционера, псевдоидиота. Эстетическое и этическое превращалось в аксессуар – необязательный, а иногда и нежелательный. Страсть на современной арт-сцене – слово почти неприличное. Сантименты – тем более. Человеческое до сих пор казалось – слишком человеческим.

Причиной тому, как ни странно, демократия. Она требует от художника критики, а не признаний в любви или ненависти. Критическое по определению неприятно и, как правило, некрасиво. А прекрасное, равно как величавое, пристало искусству апологетическому (кесарево) или профетическому (богово). Сегодня общество подает художнику пока невразумительные, но все более энергичные сигналы – мол, не пора ли встроиться, пойти на службу, приступить к изготовлению чего-то царственного или божественного. Те, кого мы называем художниками, ответят решительным отказом: человеческое, только человеческое.

Марина Колдобская


Этим проектом мы ставим вопрос о том, как возможен сегодня гуманизм в искусстве. Как возможна гуманистическая позиция для художника. Более того: какие новые пространства способна открыть художнику и зрителю такая позиция, откуда она может послужить выходом и куда может привести.

На протяжении почти двух веков европейская мысль препарировала разнообразные ипостаси человека – социальную, телесную, языковую, культурную – все настойчивее делая людскую жизнь заложницей биологических, экономических, политических, семантических обстоятельств. К концу прошлого века стало казаться, что вне этих обстоятельств человек вообще не существует. Сегодня для художника обращаться к теме человеческого значит заявлять, что у понятия "человек" есть свое самостоятельное содержание. Что если очистить человека от социальной, культурной, биологической, политической кожуры, останется не пустое место, а некая положительная величина. Что эта величина имеет свой голос.

Актуальное искусство есть продолжение философии иными средствами. Рассуждая о человеке, оно давно научилось проговаривать его, человека, гендерные, социальные, сексуальные, национальные, исторические особенности. Сегодня, однако, это рассуждение подошло к некоему странному, иррациональному "белому пятну", которое стоит на пересечении всех этих особенностей и в то же время не исчерпывается ими, которое не поддается привычному анализу и которое искусству не обойти, хоть тресни. За этим белым пятном и скрывается человек в его хрупкости и трогательности, убожестве и безудержной страстности. И он требует, чтобы о нем говорили.

Анна Матвеева


1. Людмила Белова.
Видеоинсталляция "Вынужденный ракурс".

На трех экранах – три видеоряда, как бы помещающие зрителя в ситуации, когда он и его взгляд становятся пленниками обстоятельств. На первом экране – то, что видит младенец, гуляющий в коляске; на втором – поле зрения водителя, застрявшего в пробке, на третьем – пациента на больничной каталке. Три ракурса взгляда, соответствующие рождению, жизни и смерти, подводят зрителя вплотную к вопросу о том, как он выстраивает свои отношения с миром, как проживает отпущенное ему время.



2. Владимир Быстров.
Видео "22.07.2002"

В этом трогательном видеофильме пожилая женщина смотрит на свое лицо на экране видеокамеры и комментирует: "Нос у меня скорее мамин... а глаза папины..." Лишь из последних ее слов становится ясно, что эти слова и этот портрет предназначены для сына, чтобы помочь ему навсегда сохранить память о матери.



3. Юрий Васильев
Видеоинсталляция "Отец Наш"

Фильм – реальная запись молитвы глухонемых людей. Глухонемые молятся руками, на языке жестов. Словарный запас глухонемых меньше и стандартнее языкового запаса слышащих, и "перевод" молитвы, упрощая канонический текст, заставляет знакомые слова звучать по-новому, а зрителя – снова вдуматься в их смысл.



4. Алексей Гарев
Серия фотопанно "Субтитры"

В основе ярких, стильных фотопанно Алексея Гарева – реальные иллюстрации из газет. Художник "разгоняет" их до огромного размера, так что становится виден газетный растр, и "дополняет" надписями краской от руки. Картины Гарева – хлесткая критика в адрес масс-медиа и того, как реальность газетных и телевизионных новостей подменяет собою истинную реальность.

5. Татьяна Головизнина
Продолжающийся проект "Flight"

Вечная, детская мечта человека – летать как птица. Татьяна Головизнина занимается социологическим исследованием мечты: с помощью специальных анкет она опросила множество людей в разных странах о том, как и когда они летают – в мечтах, во сне, наяву. И по полученным данным изготовила видео и фотоколлажи, в буквальном смысле запустив своих респондентов в небо.

6. Филипп Донцов
Серия объектов "Подглядывающие"

Человеческие фигуры, не то следящие за нами, не то умоляющие выпустить их на волю, просвечивают под поверхностью молочно-белых пластиковых кубов. Деликатная недосказанность, сквозящая в этих объектах – характерная черта всего творчества Донцова.

7. Программа Escape
(Валерий Айзенберг, Антон Литвин, Богдан Мамонов, Лиза Морозова)
Видеоинсталляция "Головокружение"

Несмотря на свою техническую сложность, инсталляция знаменитой московской арт-группы очень проста для восприятия. Зритель входит в темный бокс и сует голову в отверстие в низком потолке. Там, снаружи, он вдруг понимает, что его голова лежит на блюде посреди стола, а четверо художников – участников "Escape" сидят за этим столом с ножами и вилками. Ироничный ход художников: если искусство было и остается пищей для глаз, эмоций и ума зрителей, то внутри этого единственного бокса все наоборот, зритель становится пищей для художника. "Головокружение" поднимает очень нетривиальный вопрос о том, что позиция зрителя никогда не бывает ни пассивной, ни безопасной.

8. Ольга Егорова (Цапля).
Видеоинсталляция "Голубая жемчужина"

Художница пародирует телевизионную "мыльную оперу". С четырех экранов она произносит стандартные тексты телесериала: монолог героя-любовника, монолог злодея, монолог влюбленной героини-"золушки"... Смысл этой видеоинсталляции очевиден и прост: любовник и предатель, юная влюбленная героиня и седой резонер – все это разные стороны одной души, живущие в каждом из нас.

9. Группа "Куда бегут собаки" (Ольга Иноземцева, Алексей Корзухин, Наталия Грехова, Влад Булатов).
Акция "Антивиртуальный шлем"

"Посмотреть на себя" – на всех языках это означает одуматься, задуматься о собственном по ведении, прийти к самосознанию. "Антивиртуальный шлем" молодых екатеринбургских художников выглядит как высокотехнологичный компьютерный девайс. Однако на самом деле внутри его – простые зеркала, а сам шлем (который, кстати, смогут примерить все посетители выставки) дает зрителю шанс в буквальном смысле посмотреть на себя, вернуться из виртуального мира мелькающих картинок и событий – в реальность.

10. Надежда Зубарева.
Объект "Человеческий размер"

В стеклянном боксе – сплетенный из алой проволоки человеческий эмбрион. Художник позволяет зрителю увидеть то, что в обычной жизни скрыто в глубине человеческой плоти: зарождение нового существа. Плетеное вручную проволочное кружево – "визитная карточка" скульптора Надежды Зубаревой – в этой работе подчеркивает хрупкость человеческой жизни.

11. Группа "Зер Гут" (Владимир Селезнев, Евгений Гольцев, Иван Снегирев)
Видео "Всевидящее око"

"Всевидящее око" устроено очень просто: видеокамера стоит в окне, выходящем в обычный двор. Камера снимает таких же обычных людей. Субтитры регистрируют ничем не примечательную жизнь соседей: "Бабушка Нина Семеновна... идет за молоком для кошки Мурки, единственного утешения в жизни... Подросток Клестов Сергей... Ждет друга, Олега Балкина..." и т.д. Однако эта камера – еще и всевидящее око божье, а сам фильм – образец нового гуманизма в искусстве, построенного на внимании и сочувствии к, казалось бы, никчемной повседневной жизни обычных людей.

12. Наталья Першина-Якиманская (Глюкля)
Инсталляция "Говорящие платья"

Инсталляция известной петербургской художницы Глюкли проводит зрителя сквозь темный лабиринт, в котором его встречают необычные собеседники – женские платья. Они говорят со зрителем. Глюкля уже много лет разрабатывает тему мистики одежды как границы нашего тела и внешнего мира. В этой работе говорящие платья предстают магическим воплощением души их владелицы.

13. Группа PROVMYZA (Сергей Проворов и Галина Мызникова)
Видеоинсталляция "Скольжение"

В этой видеоинсталляции, где зрители видят себя, но не стоящими в выставочном зале, а скатывающимися по наклонной стене, художники рассуждают о непрочности нашего положения в жизни и в то же время о нашем беспрестанном движении в ее, жизни, потоке.

14. Виталий Пушницкий
Живописная серия "Свет"

Виталий Пушницкий – один из наиболее сильных российских живописцев молодого поколения. Серия "Свет" состоит из десятка картин, изображающих человека в самые символические моменты его жизни (младенец в колыбели, юная девушка, расстрелянный повстанец), заключенных в металлические клетки и освещенных лампами, которые приближены вплотную к холсту или даже протыкают холст. Мощное высказывание о "внутреннем свете", одухотворяющем человеческую жизнь и позволяющем человеку быть человеком.

15. Керим Рагимов
Картины из серии "Человеческий проект"

Эта живописная серия виртуозного живописца-фотореалиста Керима Рагимова дала название всей нашей выставке. "Человеческий проект" Рагимова – это групповые портреты, написанные по мотивам иллюстраций из современных журналов. Все вместе они составляют впечатляющий портрет современного человечества – как оно есть и как оно, при помощи своих фотокорреспондентов, представляет само себя.

16. Олег Хвостов
Живопись из цикла "Автопортреты"

Талантливый живописец Олег Хвостов уже много лет ежедневно рисует себя, и сегодня число его автопортретов перевалило за пять тысяч. Мы выставляем лишь малую часть из них, но и ее достаточно, чтобы изумиться этому маниакальному желанию художника – посмотреть на себя, запечатлеть себя, предъявить свое "я" всему миру и каждому зрителю.






Материалы по теме:




Ссылки:

















    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service






Качественные алмазные коронки купите у нас на сайте


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования