Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 2.04.2020

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Выставки

Выставка Энтони Гормли в Москве
15 июля 2009

// полностью...









Минимализм одного максималиста

Анна Толстова
Коммерсантъ, N129/П, 20.07.2009

21.07.2009

Энтони Гормли в "Гараже"

В центре современной культуры "Гараж" демонстрируется инсталляция Энтони Гормли "Поле притяжения". Это первая в России персональная выставка самого модного британского скульптора, который с проектом "Горизонт событий" станет специальным гостем открывающейся в сентябре 3-й Московской биеннале современного искусства. В "Поле" попала АННА Ъ-ТОЛСТОВА.

Ощущение волшебное: проходишь сквозь толпу полупрозрачных, сплетенных из стальной паутины человеческих фигур, как сквозь еловую рощицу. Их пронзают солнечные лучи, они отбрасывают ажурные тени. Все вроде бы разные – высокие, маленькие, пузатые, тощие, кривоногие, и в то же время все одинаковые, как ели в лесу. "Поле притяжения" (это неуклюжий перевод многослойного английского названия "Domain Field", где "domain" обозначает и земельное владение, и сферу интересов, и область определения в математике, и интернетный домен) состоит из 287 скульптур, произвольно расставленных в пространстве, а также из бродящих между ними зрителей. Энтони Гормли настаивает, что это инсталляция-путешествие и что "Поле" начинает работать, только когда внутри оказываются люди.

Интерактивность, в том числе и в технологическом процессе, его главный принцип. Вот и "Поле притяжения", сделанное в 2003 году для Baltic Art Center for Contemporary Art в Гейтсхеде, стало плодом совместных усилий огромной команды. Основой всех 287 фигур послужили отлитые целой артелью слепки с гейтсхедских добровольцев в возрасте от 2 до 85 (поименный список участников обычно вывешивают при входе). Внутрь слепков были вставлены каркасы из стальных штырей, повторяющие формы тела натурщиков, так что после удаления гипса получилось что-то вроде компьютерных 3D-моделей, словно бы сошедших с монитора. Статуи этих воздушных людей без костей и кожи скорее походят на произведение графики, нежели скульптуры, пластическими достоинствами которой с классических времен почитались масса, вес и объем.

"Поле притяжения" – типичная для Гормли вещь. Он берет не размером: большинство его инсталляций состоит из человеческих фигур в натуральную величину, хотя бывают исключения вроде 20-метрового "Ангела Севера" в Гейтсхеде и 30-метрового "Квантового облака" в Лондоне – главных британских монументов последнего десятилетия. Он берет количеством, заполняя одинаковыми, как пешки, скульптурами огромные пространства – будь то побережье близ Ливерпуля ("Другое место"), озеро Баллард ("Внутренняя Австралия") или крыши лондонских зданий ("Горизонт событий"). Однако не скажешь, что это возвращение к "мере всех вещей" после "дегуманизации искусства" – человечество здесь предстает обезличенным и унифицированным множеством, каждая составляющая которого вместо плоти наделена некоей распадающейся на элементарные частицы структурой. Это новая телесность – телесность виртуального мира.

Энтони Гормли, начавший карьеру в 1970-е с минималистских "стоунхенджей" из разных колобашек, камушков и стеклышек, в сущности, и не расставался с минимализмом: только вместо сол-левиттовских кубов и решеток он заполняет пространства человекоподобными статуями. И все же это холодное, математико-философическое искусство не лишено демократического пафоса: в инсталляциях нет центра и единственно правильной точки зрения, точки зрения просвещенной элиты – они открыты для всех взглядов и интерпретаций, любой может стать их частью. Апогеем такого эстетического популизма оказался и последний гормлиевский проект "Один и другой" для четвертого, пустого постамента Трафальгарской площади: вплоть до середины октября его – в качестве живой скульптуры – украшают по очереди, ежечасно сменяя друг друга, счастливчики, выигравшие в устроенной Гормли интернет-лотерее. Что же до "Поля притяжения" – по мысли скульптора зритель-соучастник внутри него должен превратиться в антенну, ловящую в произведении свои личные смыслы.

Впрочем, в московском варианте инсталляции улавливается побочный, явно не предусмотренный автором смысл. В "Гараже" для "Поля" предоставили не все свободное пространство, а лишь выгородку в центре, оставшуюся от предыдущей выставки. В результате все 287 фигур туда не влезли. В официальную экспозицию поместилось порядка 200 статуй, остальные сгрудились где-то на задах зала, еле видные за табличкой "Служебный вход" и широкой спиной охранника. На вернисаже эта орава изгнанных в резервацию "нелегалов" напоминала что-то до боли знакомое. Хотя, конечно, между "Гаражом" и Черкизовским рынком дистанция огромного размера.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования