Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 2.04.2020

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Выставки

Выставка Энтони Гормли в Москве
15 июля 2009

// полностью...









Железные люди

Жанна Васильева
Итоги, N31 / 685, 27.07.2009

29.07.2009

Скульптуры Энтони Гормли в "Гараже"

До открытия Третьей Московской биеннале еще два месяца, а ее специальные гости уже представляют проекты. Так, в центре современной культуры "Гараж" показывают выставку "Поле притяжения" Энтони Гормли, которая продлится до 2 сентября.

Лауреат премии Тёрнера 1994 года, Энтони Гормли по праву мог бы претендовать на звание народного художника Великобритании, если бы такое было. Прежде всего он работает с народом. Например, для привезенного в Москву проекта ему в 2003 году позировали 287 жителей городка Гейтсхед на севере Англии. Имена всех счастливчиков – от двух до 80 лет – перечислены на листе в начале экспозиции. Кстати, конкурс был солидный – больше трех человек на место. Моделей оборачивали прозрачной пленкой, обматывали бинтами с гипсом, оставляя только отверстие для рта. Высохший гипс осторожно разрезали. А получившийся полый слепок заполняли металлическими конструкциями. Затем гипсовый кокон отбрасывался, и перед изумленными прототипами возникала странная фигура, напоминавшая то ли дерево без листьев, то ли робота без деталей.

Но самое странное в скульптурах вовсе не то, что они соединяют пластику человека с жесткостью металлической конструкции. Любопытнее, что они прозрачны и у них нет точной границы. Согласитесь, странная цель для скульптора – показать тело без границы. Но речь идет о теле, которое впускает в себя мир, чутко к нему. Фактически Гормли ставит ту же проблему, которую сформулировал поэт ХХ века, – "привлечь к себе любовь пространства, услышать будущего зов".

С любовью к пространству у самого Гормли все в порядке. Мало того, что он как правильный английский джентльмен, окончив Кембриджский университет, отправился на три года в Индию. Гормли ставил свои скульптуры в раскаленной пустыне Австралии, на английском побережье и раскопках времен античности в Италии. Причем в ранних проектах "человек из железа" представлял слепок с фигуры самого автора. Со временем количество слепков потихоньку росло. С берегов туманного Альбиона, близ Ливерпуля, в морскую даль смотрит аж сотня альтер эго автора.

Видимо, чтобы его не упрекали в эгоизме, он, отработав технологию слепков на себе, перешел к увековечиванию соотечественников. В частности, одной из целей проекта "Поле притяжения" Гормли называл создание коллективного портрета. Признаться, несмотря на то, что каждая из фигур сделана по слепку реального человека, в них трудно различить индивидуальные черты. Но еще сложнее сформулировать, из чего же складывается общность. Это явно не семья, не профсоюз и не круг друзей. Персонажи вряд ли озабочены существованием друг друга. Они похожи на толпу, которая решила поиграть в игру "Умри – замри – воскресни!". Но дело кончилось арт-перформансом. И опыт замирания – воскресения из мертвых – никуда не делся. Это вполне экзистенциальное переживание и объединяет людей в проекте Гормли. Тут-то понимаешь, что не зря юный Гормли изучал в своем Кембридже антропологию и археологию.

Последнее время его привлекают не только философские, но и социальные проекты. Затея отдать пустующий постамент около колонны Нельсона живым людям принадлежит именно Гормли. 100 дней через каждый час англичане сменяют друг друга на Трафальгарской площади. Делать можно что хочешь, но только после предварительной регистрации на сайте и выбора интернет-сообщества. На сегодня это самый популярный проект в Англии. Кажется, скульптор Гормли заинтересовался еще и социологией.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования