Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 19.01.2021

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Выставки

Современное искусство обратилось к Грибоедову
28 февраля 2007

Заключение, ставшее названием комедии Грибоедова, не теряет актуальности – 28 февраля в Государственном литературном музее в рамках Второй Московской биеннале современного искусства открывается выставка "Горе от ума". // полностью...









Что сказал бы Грибоедов?

Никита Алексеев
Газета.Ru

02.03.2007

На выставке "Горе от ума" читающие Бодлера работники НКВД и эротические груши так же уместны, как портреты барышень в кружевных воротничках.

2-я Московская биеннале современного искусства официально начинается 1-го марта, но параллельные и специальные проекты, вписанные в ее программу, вовсю открываются заранее. Один из самых остроумных – "Горе от ума" в здании Литературного музея в Трубниковском переулке.

Ее куратор Вера Погодина уже делала выставки с названиями "Война и мир", "Отцы и дети" и "Преступление и наказание". Русская культура, как cчитается, крайне логоцентрична – насколько это суждение справедливо, впрочем, можно спорить. Но как бы то ни было, фрагменты текстов Великой Русской Литературы нам в мозги вбиты навсегда.

Соответственно, художники, согласившись участвовать в выставках с такого рода названиями, эти гвозди то забивают еще глубже, то пытаются их выдернуть.

Когда же речь идет о горе и уме, а не о процентщице, топоре, распятых лягушках, Наполеоне, любви и Долохове, эта лоботомия становится еще занимательнее: пьеса Александра Грибоедова – один из самых загадочных образцов того, чему нас учили в школе. Пойди пойми, что такое ум, что горе, и что рационалистический безумец Грибоедов вообще имел в виду.

А согласился участвовать в этом эксперименте очень солидный набор художников. Павел Пепперштейн показывает позолоченный слепок человеческого мозга – не своего ли? Андрей Филиппов – черный семисвечник, стоящий на черном томике сочинения Грибоедова. Андрей Монастырский – собственный портрет на пороге психдиспансера, он называется "Испускание снежного шара для покорения Поднебесной". У Сергея Волкова школьная доска, на которой мелом старательно нарисована реплика "Вавилонской башни" Брейгеля (проведи ладонью, никакого Вавилона не будет), а у Игоря Макаревича годные для ботанического атласа акварели, изображающие груши, называющиеся "Девушки Мичурина" и вполне представимые в порнографическом журнале.

Тут же энкавэдэшник, завороженно читающий, затягиваясь "Беломором", бодлеровские "Цветы зла" (Ирина Вальдрон) и развеселая картинка "Меткий глаз: косые руки! жопой тянутся к науке!" (Константин Звездочетов). Ну а далее по списку, от Николая Батынкова до Вадима Захарова, Юрия Альберта (кстати, необходимо посетить его выставку в фонде "Эра" по соседству, в том же Трубниковском), Николая Овчинникова, Ларисы Резун-Звездочетовой, Д.А. Пригова, группы АЕС и Марии Константиновой – всего 34 участника.

Посмотрев, можно заподозрить: эти представители современного российского искусства оказались жертвами собственного пытливого ума, направленного по сомнительным траекториям.

И снова обвинить концептуальное искусство в мудрености. Или внимательно всмотреться в показанное и порадоваться обилию и неоднозначности смыслов.

Но интересно еще вот что. Такое искусство обычно показывают в стерильных "белых кубах" галерей, специализирующихся по contemporary art, где дурость либо интеллектуальная изощренность обволакиваются аккуратно поставленным светом и квалицифированной болтовней арт-дилеров. В старинном особнячке в Трубниковском веет духом Чацкого. На стенах его комнат видятся портреты барышень в брабантских кружевных воротничках, романтических героев первой Отечественной войны, гравюры с образцовыми лошадьми и руинами Рима.

Вместо этого, казалось бы, совсем другое, противоречащее интерьерам. Но показанное на выставке "Горе от ума" в залах Литературного музея оказывается не менее уместным, чем римские ведуты и портреты героев Бородина. Изделия современных художников в этом пространстве звучат, как забытый этюд, сыгранный на клавикордах с истертыми клавишами, и скрипят вместе со старым паркетом.

И говорит это о том, что никакого современного искусства нет: есть просто либо хорошее, либо плохое искусство. А что бы сказал, увидев такое и пожелтев от иронии, Александр Сергеевич Грибоедов, – Бог весть.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования